часть общества, один из многих - Многочисленными последователями. Как и в др теориях глубинной психологии см


Мое "Я", по Марселю, явл. лицом и личн. Как лицо я – часть общества, один из многих.

Как личн. я – неповторимое, своеобразное духовное бытие, нечто единственное, что

нельзя рассматривать извне, изучать эмпирически. Жизнь есть срок испытания, личност.

странствие, целью которого есть спасение. В борьбе со злом, ставка в которой – бытие, и

заключается смысл жизни. Верить – значит забыть себя во имя Бога. Смерть освобождает

чел. от статуса паломника, давая вечное вознаграждение. Подлинный человек – это

личн., устремленная к миру высших ценностей. "Я" в той мере, в какой оно остается

замкнутым в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений и глухого беспокойства,

находится вне добра и зла. Только личн., внутр. сила моего "Я", навязывает мне

существование мира, в котором есть добро и зло. Личн. – это ответ на призыв, движение к

трансценденции.

Человек не способен найти истину в самом себе; он находит в себе готовность принять ее

со стороны высшего, ощутить божеств, истину в акте любви. Вовлеченность есть полное

смирения и верности подчинение чел. высшей духовной силе, такое состояние души,

приближающее благодать, вызывая присутствие Бога. Вовлеченность рождает надежду как

состояние благодати, состояние, зачеркивающее тоску и отчаяние. Любовь позволяет чел.

открыть наличие бытия в другом, увидеть его собств. действительность и ценность,

существующие независимо от "Я". Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие,

увеличивает душевную силу, благодаря которой возможно отвергнуть нищенский мир

материи и подняться к богатству трансцендентного мира. Человеч. личн. рассматривает

себя как волю превзойти все то, чем она есть и одновременно не есть, как волю превзойти

не удовлетворяющую ее действительность.

Человеч. личн. включена в плоть, сознание воплощено. Чел. несет ответственность за

то, как он использует свою жизнь. Его отношение к своей плоти явл. первым мерилом его

качеств как личн. Непосредственно данная чел. реальность неразрывной мистич. связи

сознающего себя субъекта с собств. телом явл. исходным пунктом рефлексии. Эта связь

есть воплощенность как условие экзистенциального опыта. Условия воплощенного

существования жестоки; они были бы непереносимы для сознания, если бы оно не

обладало способностью рассеиваться и отвлекаться. Телесность подразумевает

вписанность в пространство и время, неотвратимое приближение смерти.

Существование во плоти явл. первой большой опасностью для души. Благодаря плоти мы

привыкаем основывать наши знания на практике; посредством ее внешнее проникает во

внутр. духовный мир. Одновременно плоть стремится захватить власть над нами, лишить

нас воли. Подчиняясь ее потребностям, мы привыкаем рассматривать мир в категориях

"видеть" и "иметь". Стремление обладать вещами, которых у чел. нет, порождает

страдание. Опасение потерять то, чем он уже обладает, порождает страх. Пессимизм

связан только с непросветленным состоянием субъекта, ибо онтологич. структура мира

дает место надежде. Надежда и отчаяние образуют религиозно-этич. антитезу,

составляющую суть онтологич. выбора, перед которым поставлен чел. в своем бытии.

Внутр. оправданием человеч. жизни явл. присутствие в ней смысла , не принадлежащего

жизн. порядку, трансцендентного по отношению к самому существованию. Этот высший

смысл состоит в спасении.

Понятие свободы, не связанной с Божьей благодатью, – кощунство. Свобода, понимаемая

как стремление преобразовать мир в соответствии с чаяниями людей, – безумие,

порожденное сатанинской гордыней. Быть свободным – значит распоряжаться собой,

отдать себя в рабство плоти и страсти или отдать себя Богу.

Т. М. Титаренко

^ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ


Концепции опираются на идею о детерминации поведения личн. конституционными

особенностями. Под конституцией понимаются структура организма чел., врожденные

физиол. характеристики. Идеи биол. обусловленности индивидуальных различий развивали

Гиппократ, Л. Ростан, Г. Виола, Кречмер, Шелдон, К.Конрад.

Кречмер выделил четыре типа конституции: астенический, атлетич., пикнич.,

диспластический. Астеник отличается хрупким телосложением, высоким ростом,

линейными пропорциями, плоской грудной клеткой, узкими плечами. Пикник выглядит

тучным, у него наблюдается избыток жировой ткани, выраженное развитие периферич.

частей тела, округлость форм. Для атлетика характерна развитая мускулатура, крепкое

телосложение, широкие плечи и узкие бедра. Пропорции и характерные особенности

диспластика трудно поддаются описанию.

Типам конституции ставилась в соответствие предрасположенность к определ.

психическому заболеванию. Кречмер заметил, что маниакально-депрессивный психоз

чаще встречается у пикников, а шизофрения – у астеников и реже у атлетиков, эпилепсия –

преим. у атлетиков и астеников. Наблюдения показывали, что у здоровых людей могут

проявляться черты, близкие к характерным признакам заболевания. На основе анализа

связи конституционных характеристик с психол. особенностями Кречмер выделил три

типа темперамента здоровых людей: шизотимик, циклотимик, иксотимик (диспластик не

соотносится с определ. типом темперамента). Шизотимик характеризуется замкнутостью,

склонностью к абстрактным рассуждениям, плохим приспособлением к социальному

окружению. Циклотимик – эмоц. человек, умеющий устанавливать контакты и склонный к

практич. деятельности. Иксотимик описывается как сдержанный, ригидный, мелочный.

Кречмер постулировал прямое соответствие конституциональных характеристик и типа

темперамента: циклотимия приписывалась пикнику, шизотимия – астенику, иксотимия –

атлетику. Физиол. и психол. особенности имеют общие основания в нейро-гуморальной

системе регуляции организма. Однако поведение чел. определяется и др. факторами:

системой отношений и ценностей, особенностями воспитания и др.

Фактор конституции рассматривается как определяющий и в концепции Шелдона.

Конституционные характеристики анализировались в ней как "система координат" для

описания поведения чел. С т. з. Шелдона, биол. структура (морфогенотип) лежит в основе

внеш., поддающихся наблюдению физич. характеристик индивида (фенотип).

Морфогенотип определяет не только физич. особенности, но и поведение.

Соматотип – конкретное проявление морфогенотипа, общая линия фенотипов,

разворачивающаяся во времени. Метод его выявления – "тест определения соматотипа".

Он основан на измерении физич. характеристик и экспертном анализе стандартных

фотографий. Проанализировав обширный материал, Шелдон выявил три осн.

характеристики, определяющие соматотип: эндоморфизм, мезоморфизм, эктоморфизм. Они

были поставлены в соответствие с преим. развитием трех эмбриональных слоев:

эндодермального, мезодермального, эктодермального.

Тип описывается как численное соотношение трех характеристик по семибалльной шкале.

Преобладание эндоморфизма (7-1-1) ведет к развитию у чел. внутр. органов, мягким,

шаровидным внеш. формам. "Чистый" мезоморф (1-7-1) обладает развитыми мышечными

тканями, прямоугольными очертаниями тела и его частей. Человек с доминированием

эктоморфизма (1-1-7) отличается худобой, линейными пропорциями тела; у него велики

размеры головного мозга. Теоретически возможное число соматотипов 343. Однако было

обнаружено несколько более двух третей от этого числа.

Помимо первичных, выделены вторичные компоненты физич. характеристик. Среди них

дисплазия (негармоничная, неравномерная смесь гл. компонентов в разных частях

организма), гинандроморфия (степень, в которой физич. характеристики индивида

соответствуют таким же характеристикам у представителей др. пола. Г-индексом

оценивается гермафродитизм), "чистота породы" (Т-индекс, характеризующий эстетич.

привлекательность телосложения).

На основании статистич. анализа были выделены три типа темперамента. Первый тип

был назван висцеротоником и характеризовался стремлением к расслаблению, любовью к

комфорту, удовлетворением от приема пищи, крепким сном, поведением, направленным

на одобрение окружающих, потребностью в общении, контактностью, легкостью в

выражении чувств. Наиболее яркие черты второго типа – соматотоника – уверенность в

движениях, горделивая осанка, свободный голос, потребность в разрядке энергии, физич.

активности, энергичность, выносливость, психол. нечувствительность, прямота в

обращении с людьми, потребность доминировать, низкая эмпатия, агрессивность,

храбрость, стремление к риску, склонность к приключениям, потребность в активных

действиях в трудную минуту. Для третьего типа – церебротоника – свойственны

скованность, неловкость в движениях, сдавленный, заторможенный голос, беспокойный

неглубокий сон, чувствительность к боли, быстрые, импульсивные реакции, избегание

стандартных действий, страх перед обществом, робость, нерешительность, скрытность,

застенчивость, потребность в одиночестве в трудную минуту, субъективизм в мышлении,

склонность к рассуждениям.

Обнаружено соответствие между конституциональным и психол. типом. Объяснение этой

связи может состоять в ряде факторов: 1) генетич. обусловленность физиол. и психол.

характеристик; 2) тенденции формировать сходный жизн. опыт у людей с одинаковым

конституционным типом (в культуре очерчиваются и закрепляются стереотипы

реагирования для людей с разными типами телосложения и каждый конкретный индивид

действует на основе этих ожиданий); 3) взаимное влияние психол. характеристик с одной

стороны, а также фенотипа и соматотипа чел. – с другой.

Психические заболевания Шелдон также разделял на три группы и выделил три

диагностич. компонента: аффективный выражает тенденцию к маниакально-

депрессивному психозу; параноидный соответствует параноидному психозу; гебоидный

представляет гебефренич. форму шизофренич. психоза. Заболевания рассматриваются как

недостаток, гл. компонент темперамента. Однако проведенные автором исследования

носят ориентировочный характер и последующие работы подтверждают их лишь

частично.

Конституционная теория не явл. собственно концептуальным построением с системой

теор. аксиом и посылок, а представляет собой определ. подход, акцентирующий внимание

на биол. факторах в системе личност. детерминант.

И. А. Грабская

^ КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"

(Б.Г.Ананьев)


Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в

системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеч. эволюция – это единый

процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор.

условиями жизни чел. в обществе.

Индивидуальность – это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел.

Индивидуальность направляет развитие индивида , личн. и субъекта в общей структуре

чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой

жизнеспособности и долголетия.

Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида,

объекта и субъекта истор. процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеч.

свойств, то индивидуальность – это "глубина" личн. и субъекта. Своеобразие и

неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой

систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической

активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и

обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личн. с ее

социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но

человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн.,

индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (самосознание и "Я"). Неповторимость

индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты

творч. деятельности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие.

Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и

гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее

обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают

противоречивость эволюции индивида.

В личности Ананьев различал интериндивид, структуру как то социальное целое, к

которому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности,

и интраиндивид. структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур

(психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции;

мотивация с потребностями и установками), как внутр. психич. образование самой

личности.

Структура личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения

более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и

координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств

сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации,

установок). Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как

систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе,

постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер

– это вершина личност. свойств.

Л. А. Лепихова

^ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(Л.С.Выготский)


Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг.

XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка"

в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-истор. природы психики, Выготский совершает переход к

трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В

развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая

следует путем естеств. созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами

поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и

мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, явл. системы

знаков-символов (напр., язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в

применении орудий знаменует возникновение новых психол. функцией, систем, лежащих

в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение

чел. от поведения животного. Опосредованность развития человеч. психики

"психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления

знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время

всегда имеет форму внеш. деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в

интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. чел.

(взрослый) с помощью определ. средства управляет поведением ребенка, направляя

реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии

ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психол. орудие, направляет

поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает

применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие

применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция

появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем

как внутр. способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс

интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и

"сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутр. преобразований, становится

возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения

вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во

внутр. плане.

Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в К.-и. т. расширяет понимание

ведущей роли субъекта в разл. видах активности – прежде всего в ходе обучения и

самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие

внутр. индивид, свойств личн. ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество

(в самом широком смысле) с др. людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны

ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения

или развития: только то обучение явл. хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность явл. осн.

характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутр. психические процессы, высшие

психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой

сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как

малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное

слово есть микрокосм человеческого сознания".

В воззрениях Выготского личн. есть понятие социальное, в нем представлено

надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но

ставит знак равенства между личн. ребенка и его культур, развитием. Личн. "не

врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом

личн. будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает

собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса явл. образование

личн., ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личн. в целом

и обусловлено им".

В своем развитии личн. проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более

или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых

потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др.

сменяются критич. периодами в жизни личн., во время которых идет бурное

формирование психол. новообразований. Кризисы характеризуются единством

негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль

ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое

поведенч. неблагополучие ребенка в критич. возрастном периоде не закономерность, а

скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в

негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личн. ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психол.

функционирование личн. Напр., появление рефлексии у подростка совершенно

перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование явл. третьим уровнем

самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личн. (задатки,

наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда,

приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные

условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу

самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личн.

психол. отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между

социально-культур. средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии

среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа

самосознания, характера его развития.

Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психологии личн.,

обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения,

доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеч.

сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах

культуры, в которую приходит человек после рождения.

С. В. Васьковская

ЛОГОТЕРАПИЯ

(В.Э.Франкл)

0468394200309225.html
0468507118118732.html
0468572564368197.html
0468695550863452.html
0468798456471101.html