Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003 - страница 2

^ Введение


1. К читателю

Наш текст обращен к тем, кто давно убежден, что изменение школы – процесс объективный и видит в этом нормальный и естественный процесс. Он адресован тем руководителям школ, учителям, которые считают, что поиск нового качества образования является содержанием, материалом вокруг которого только и может быть выстроен эффективный образовательный процесс. Одним словом, тем, кто постоянно ведет в своей школе, классе поиск, опытно-экспериментальную работу по обновлению «устройства школьной жизни».

Этот текст является логическим продолжением трех взаимосвязанных, но, вместе с тем, самостоятельных разработок, которые определяли возможные направления модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе. Соображения авторского коллектива были обнародованы2, приняты определенной частью управленцев различных уровней, педагогов, психологов, что и определило необходимость продолжения работы. Так, в 2002-ом году, началась реализация программы «Модернизация образования: перспективные разработки», которая финансировалась Национальным фондом подготовки кадров. В работе, наряду с экспертами, приняли участие педагогические коллективы сорока общеобразовательных школ, представляющих 11 регионов России. Изучение опыта их работы, сравнение различных моделей реализации одних и тех же идей, экспериментальная проверка предложенных разработчиками механизмов, позволила нам представить на Ваш суд еще один текст. Мы думаем, что изложенные в нем идеи, описание возможных способов их реализации, могут быть использованы для проведения творческих семинаров учителей по проблемам модернизации образовательного процесса, анализа накопленного опыта, определения конкретных задач экспериментальной работы в условиях школы.

^ 2. В новом контексте3
То, что традиционная система образования – как школьного, так и университетского – уже со второй половины XX века испытывает серьезные трудности, давно стало общим местом. Проблема состоит в неэффективности системы общего образования, ощущаемой всеми участниками образовательного процесса. Учителя, говорят, что изменились дети и учить стало труднее,. Многие ученики не проявляют интереса к школьному учению. Родители готовы платить и реально платят большие деньги за дополнительное образование своих детей. Управленцы уже который год пытаются реформировать школу. Неэффективность проявляется в том, что не видно результата, значимого вне самой системы образования. Образование замкнулось само на себя, наплодило немало искусственных форм, не существующих нигде, кроме самой сферы образования, и то, что было изначально средством, превратило в цель. Иными словами, то, чему я учусь в школе, в школе и же востребовано.

Вместе с тем изменения, происходящие за стенами школами, требуют осмысления и перестройки образования, адекватной меняющемуся миру.

На рубеже XX и XXI веков система образования оказалась перед лицом новых вызовов, характерных для эпохи глобализации. Во-первых, на наших глазах за последние 15 лет развиваются несколько принципиально новых технологий распространения знаний. Самые простые – средства массовой информации и консалтинг.4 Если образование рассматривать как систему распространения и обращения знаний, то можно сказать, что сегодня оно существенно потеснено более агрессивными и современными технологиями Во-вторых, мощнейшим средством изменения общества становятся новые информационные технологии. В этом плане следует выделить спутниковое телевидение, открывающее необозримые возможности дистанционного обучения, Интернет и мультимедийные технологии, грозящие сыграть с системой образования ту же злую шутку, которую появление видео сыграло по отношению к кино: возникает иллюзия, что теперь можно больше не ходить в школу (университет), а учиться «по CD-ромам».

В-третьих существенно меняются требования общества к результату образования. Если еще 10-15 лет назад речь в основном шла о том, какие знания, умения, навыки позволят выпускнику школы быть успешным в жизни, то сегодня при быстром «старении» информации интенсивный путь приращения новых ЗУНов уже исчерпан.

В свете сказанного одним из основных направлений развития современного образования становится его переориентация на междисциплинарность и полипрофессиональность как той среды, в которую выходит выпускник, так и самого образовательного пространства. Содержание современного образования все больше ориентируется на практическое знание, полученные в результате соединения технического и методического знания. Выпускнику школы гораздо важнее получить ориентиры, указывающие на то, что и как нужно делать для решения конкретной практической задачи. Меняется и понимание значения гуманитарного знания, которое призвано помогать определяться в социокультурном контексте предпринимаемых действий, осознавать истоки собственных целей и средств их достижения.

Важной тенденцией современного образования становится его индивидуализация. В идеале теперь каждый учащийся должен получить возможность – с помощью преподавателей и тьюторов - простраивать собственный путь образования.

Таким образом, современное образование уже не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и – шире – педагогических формах. Оно приобретает инновационный характер. (Дать пояснение слова инновационный в данном контексте) Инновационный характер современного образования с необходимостью требует и инновационного управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни – переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.

В последнее время цели школьного образования цели школьного образования стали формулироваться более четко, ясно, конкретно; результаты задаваться набором задач (причем далеко не всегда относящихся к предмету и/или образовательной области), которые должен быть способен решать ее выпускник. Это связано с тем, что, как показала практика, степень постижения учеником задач школы (ступени, класса, учебного предмета), сформулированной через цели-ориентиры, практически не проверяемо, носит декларативный характер. Действительно, невозможно определить в какой степени выпускник средней школы осознал естественнонаучную картину мира или понял значение творчества Достоевского для становления отечественной писательской школы двадцатого века? Еще труднее ответить на вопрос: «Проверка каких ученических достижений позволяет нам говорить о решении школой сформулированных ей же образовательных задач?». Подобные формулировки «размывали» понятие «хорошая школа», делали практически неразрешимой проблему достоверного определения качества работы образовательного учреждения, уровня достижений ученика не связанных с приобретением им определенного набора знаний, да и многих сложных умений.

Ответом на изменение понимания целей стало появление учебных (образовательных) программ сконструированных как последовательность решения конкретных задач. По замыслу авторов, ученик может и теперь встречаться со словосочетанием «естественнонаучная картина мира», но обязан был, например, приобрести и умение отличать фундаментальные эксперименты от остальных; он должен быть способен даже, не прочтя всех произведений Достоевского, по отрывку одного из романов, провести анализ выразительных средств, которыми пользовался великий писатель. Так, прагматический, «задачный» подход в образовании начинает занимать важное место, постепенно тесня сугубо «концептуально-целевой».

В то же время выяснилось, что авторы новых учебных программ, учебников и потребители образовательных услуг не могут пока окончательно договориться о том, каким должен быть набор учебных задач, чтобы, научившись их решать выпускник той или иной ступени школы, получил возможность стать успешным в жизни. Первые (педагоги, авторы) нередко проводят знак равенства между академической и социальной успешностью человека, вторые – не сводят успехи в образовании только к отметкам в аттестате или на экзамене. В результате дискуссии между «заказчиком» и «подрядчиком» и появились такие различные понятия как новое качество образования и компетентностный подход. Разъяснению своего понимания этих словосочетаний мы и посвятим следующие несколько страниц.

Новое качество образования для нас, это степень способности школы как элемента образовательной системы, основного «инструмента», культурной формы, обеспечить новые не востребованные ранее массовой практикой цели . как результат деятельности образовательных институтов. Иными словами, если согласиться, что качество образования определяется тем, насколько его результат соответствует потребностям заказчика, то для определения «нового качества», следует указать на изменение запроса.

  1. Существовавший в советские времена социальный заказ государства сводился к достижению выпускником определенного уровня обученности и выработки «правильной советской привычки5», которая хоть и изменяла свой облик от десятилетия к десятилетию, но все-таки существовала как идеологически предписанная государством.

В современных условиях, следует говорить о наличии множества запросов, на которые школа должна отвечать. Реальными заказчиками школы становятся ученик, его семья, работодатели, общество, профессиональные элиты, при сохранении определенной позиции государства. Для системы образования это означает, что государственные образовательные учреждения обязаны с одной стороны, вести диалог со всеми потребителями образования (цель - поиск разумного компромисса), а с другой, - постоянно создавать, обновлять и множить спектр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель. В противном случае государственная школа не может полноценно выполнять свои функции.

  1. Общество переходит к новой стадии развития. Для школы постиндустриального общества уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, переучиваться. А для этого учиться надо, видимо иному, другими способами.

Итак, новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между школой семьей, обществом, государством; учителем и учеником. То есть, обновление образовательного процесса - содержательный ресурс переориентации школы на работу в логике иного подхода к оценке успешности образования (возможно через освоение компетентностного подхода).

Компетентностный же подход, можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. Он определяет приоритеты, направление изменения образовательного процесса. Но, прежде чем говорить о компетентностном подходе как содержательном ресурсе развития, необходимо обратиться к осмыслению самого понятия.


0470913566640074.html
0471074207464942.html
0471144084522933.html
0471172323701146.html
0471297559494889.html