Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества - страница 14

^ по повышению престижа чтения в обществе

Анализируя состояние чтения и образованности в России необходимо отметить, что страна катится в бездну неграмотности. А, может, ситуация не такая уж катастрофическая? В статье «Читатель и современное литературное сообщество: возможность диалога» Стельмах В. Д. говорит: «…”суммарная” регрессия и ярко выраженный масскультурный характер чтения (точнее – “телечтения”) – это лишь одна сторона процесса. С другой стороны – очевидное разнообразие читательского репертуара, специализация запросов, повышенный и неудовлетворенный спрос на “высокую” литературу, острый дефицит малотиражной научной и профессиональной книги, расширение круга интересующихся иностранной литературой, пособиями по изучению иностранных языков, изданиями по бизнесу, финансам, праву, как
и другие столь же явные приметы, свидетельствуют о неоднозначности картины и спорности ее “катастрофических” оценок. Суть заключается, с нашей точки зрения, не в динамичном “одичании” читающей публики, а в обострении двух – ключевых для массового чтения проблем: институциональной и идеологической».

Возможно, анализ ситуации с состоянием чтения и образованности в стране и не вызывает таких пессимистических настроений. Автор использовала данные по Москве. Но известно, что Москва – это
не вся Россия. И цифры говорят совсем другое. По разным источникам (в т. ч. и озвученным на Конгрессе в поддержку чтения), читающее население России сократилось с 46 до 26 %.

К данному замечанию можно добавить официальные данные последних лет, согласно которым около 5 % населения трудоспособного возраста имеет лишь начальное общее или не имеет начального общего образования. При этом следует отметить, что «показатель неграмотности» в некоторых регионах России достигает 31 %. Очевидно, что состояние чтения, грамотность и уровень образованности общества неотделимы друг от друга. Грамотность является одним из важнейших показателей уровня развития общества, культуры народа.

Объективное изучение состояния грамотности началось в нашей стране совсем недавно. Грамотность 16-летних выпускников средних школ определялась по международным методикам (для удобства сопоставления данных с другими странами) в 2000 школ в 76 регионах страны. Итоги оказались неутешительными. Официальная «Российская газета» с разочарованием комментирует полученные результаты: «Свыше 65 процентов 16-летних не овладели базовым уровнем подготовки по русскому языку,
а каждый второй "завалился" на обществознании. Что же касается умения учиться, то тут дела не лучше. Более половины выпускников затруднились прокомментировать и объяснить элементарный текст, предложенный им в трех видах: бытовом, газетном, деловом». В 2004 году 40 тысяч детей в возрасте
от 7 до 15 лет не посещали школу. Общее же количество неграмотных детей этого возраста в России приближается к цифре 2 млн чел.

Исходя из вышеизложенного, можно объективно оценить, как остро сегодня стоит проблема отхода от книг как взрослого населения, так и детей. Не существует и однозначной методики решения этой проблемы. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что бездействие и равнодушие к обозначенным проблемам не сопоставимо с гражданским долгом человека, живущего в России, болеющего за будущее своих детей и страны в целом.

Свежая репрезентативная социологическая информация о состоянии чтения и пользования библиотеками была получена в 2003 году в результате общероссийского опроса, проведенного ВЦИОМом-А (сейчас – Аналитический центр Ю. Левады) по заказу Фонда «Пушкинская библиотека». Опрос подтвердил продолжающееся падение всех основных показателей читательской культуры, что позволяет говорить не об отдельных очагах неблагополучия, а о системном кризисе в данной сфере.

В настоящее время свидетельством усилившегося внимания государственных органов и общественных структур к проблемам чтения стала работа комиссии по подготовке национальной программы «Чтение» при Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям, а также исследовательский проект «Чтение в современном российском обществе», инициированный Агентством и Фондом «Пушкинская библиотека». Его существенной частью является репрезентативный опрос населения, проведенный Левада-Центром в марте 2005 года. Данные опроса будут представлены на наших профессиональных конференциях, семинарах и в прессе.

НФ Поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека» приоритетом своей деятельности видит продвижение интереса к чтению и поддержку библиотек с их устоявшейся репутацией очагов народной культуры. С этой целью НФ «Пушкинская библиотека» предложил ряд инициативных программ, направленных на поддержку чтения и развития библиотек и библиотечного дела, которые предусматривают комплексный подход к решению данной проблемы.

^ Программа «Чтение»

Стратегические приоритеты программы «Чтение»:

Региональные книжные кампании

Основная цель региональных книжных кампаний – привлечение внимания к книге жителей российских регионов. Многочисленные издательства имеют возможность познакомить со своим ассортиментом всех любителей чтения. В организации и проведении книжных фестивалей, выставок, ярмарок участвуют местные власти. В рамках книжных кампаний проводятся деловые встречи, диспуты и профессиональные тренинги.

Литературно-книжные акции с участием актеров, писателей, композиторов, деятелей поп-культуры являются важной составляющей подобных мероприятий. Площадки для этих акций максимально приближены к молодежным «точкам». Выступления А. Филиппенко, С. Юрского, М. Казакова, Г. Бортникова, Г. Гладкова, Н. Бондарчук в рамках программы «Чтение» пользовались неизменным успехом.

«Внеклассное чтение»

Приступая в 2004 году к осуществлению своего нового проекта «Внеклассое чтение», наш Фонд учитывал сложившуюся ситуацию в области книгоиздания для детей и подростков. «Внеклассное чтение» – проект совместный. Он осуществляется при финансовой поддержке компании «Ренессанс Капитал»
и рассчитан на три года. Работа ведется по двум основным направлениям:

Формируя ассортимент книг для книжного комплекта, мы стремились сделать его разнообразным, отражающим литературу всех жанров и многих стран. Мы надеемся, что детям и подросткам будет
интересна приключенческая литература, фантастика, сказки, книги о первой любви, исторические повести и рассказы о животных, написанные М. Пришвиным, Р. Киплингом, В. Железниковым, В. Крапивиным, братьями Стругацкими, Дж. Сэлинджером и многими другими, часто уже забытыми писателями. Сейчас вышла очередная серия книг из 65 названий.
^ Создание Центров чтения
Центры чтения призваны поддерживать и развивать у населения (и, в первую очередь, у детей) интерес к книге и к чтению. Сейчас при участии «Пушкинской библиотеки» создано уже более 30 Центров, их число продолжает расти. В структуре региональных библиотек Центры чтения начали создаваться
в 2002 году, что явилось результатом совместной программы «Чтение» Фонда «Пушкинская библиотека» и Центра книги Библиотеки Конгресса США.

Центры чтения являются координационными и методическими структурами, в деятельности которых можно выделить сегодня следующие основные направления:

В 2005 году открывается еще 5 Центров чтения: в Республике Бурятия, в Ямало-Ненецком АО,
Челябинской, Пермской областях и Республике Башкортостан.

0484666287176103.html
0484769934597736.html
0484899683203653.html
0484983136769898.html
0485113615053629.html