Предисловие переводчика - страница 4

^ Глава II Теория Кундалини Йоги

  1. Йогические Нади

Нади - астральные каналы, созданные из астральной материи. По ним проходят психические потоки. Санскритское слово "Нади" происходит от корня "Над", что означает "движение". По этим Нади (Сукшма, тонким проходам) движется или течёт жизненная сила (Прана). Поскольку они состоят из тонкой материи, их нельзя увидеть невооружённым глазом и провести исследование этих каналов в физическом плане. Йогические Нади – это не обычные нервы, артерии или вены, известные из Вайдья Шастры (анатомии и физиологии). Йогические Нади совершенно отличны от них. Тело содержит громадное число Нади, которое невозможно сосчитать. Различные авторы указывают разное число Нади: от 72 000 до 350 000. Когда вы обратите внимание на внутреннюю структуру тела, вы будете поражены и удивлены, потому что архитектором был сам Бог, которому помогали инженеры и строители – Майя, Пракрити, Вишва Карма и т.д. Нади играют жизненно важную роль в этой Йоге. Когда Кундалини пробуждена, она проходит по Сушумна Нади, и это возможно только тогда, когда Нади чистые. Поэтому первый шаг в Кундалини Йоге - это очищение Нади. Абсолютно необходимо детальное знание Нади и Чакр. Должны быть тщательно изучены их расположение, функции, природа и т.д. Тонкие каналы, йогические Нади оказывают влияние на физическое тело. Все тонкие (Сукшма) элементы: Прана, Нади и Чакры имеют грубое проявление в физическом теле и воздействуют на него. Обычные нервы и их сплетения имеют тесные взаимоотношения с тонкими Нади. Вы должны это хорошо понять. Поскольку физические центры имеют тесные взаимоотношения с астральными центрами, вибрации, вызванные в физических центрах с помощью предписанных методов, оказывают желаемые эффекты в астральных центрах. Там, где переплетаются нервы, артерии и вены - эти центры называются "сплетениями". В Вайдья Шастре известны физические материальные сплетения: шишковидное, шейное, бронхиальное, копчиковое, поясничное, крестцовое, сердечное, пищеводное, печёночное, глоточное, лёгочное, язычное, предстательное и т.д. Аналогично имеются сплетения или центры жизненных сил в Сушумна Нади. Они известны как "Падма" (Лотос) или Чакры. Детальные инструкции по этим центрам даны в другом месте. Все Нади начинаются в Канде. Это - в соединении, где Сушумна Нади связана с Мулядхара Чакрой. Говорят, что Канда на 12 дюймов выше ануса. Из бесчисленного числа Нади 14 важных: 1) Сушумна 8) Пуша 2) Ида 9) Шанкхини 3) Пингаля 10) Паяшвини 4) Гандхари 11) Варуни 5) Хастхаджихва 12) Алямбуша 6) Куху 13) Вишводхара 7) Сарасвати 14) Ясашвини Ида, Пингаля и Сушумна - самые важные из 14 Нади; а главная - Сушумна. Это высшая и самая желанная Нади для йогов. Остальные Нади подчинены ей. Детальные инструкции по каждой Нади, их функциям, а также о методе пробуждения Кундалини и её прохождению от Чакры к Чакре даны в следующих главах.


  1. Позвоночник

Прежде чем изучать Нади и Чакры, вы должны кое-что знать о позвоночнике, так как все Чакры связаны с ним. Позвоночник называется Меру Данда. Это ось тела, подобно тому, как гора Меру является осью Земли. Поэтому позвоночник называется "Меру". Позвоночный столб – это синоним позвоночника. Человек - это микрокосм (Пинда-Кшудра-Брахманда). Всё, что наблюдается во вселенной - горы, реки, Бхуты и т.д., существует также в теле. Все Таттвы и Лёки (миры) существуют внутри тела. Тело можно разделить на 3 основные части: голову, туловище и конечности. Центр тела находится между головой и ногами.

Позвоночник состоит из 33 позвонков и разделяется на 5 областей: 1) шейная область - 7 позвонков; 2) грудной отдел - 12 позвонков; 3) поясничная область - 5 позвонков; 4) крестцовая область - 5 позвонков; 5) копчиковая область - 4 позвонка. Позвонки располагаются друг над другом, образуя столб, который удерживает череп и туловище. Они связаны друг с другом шиповидными, поперечными и суставными отростками и фиброзно-хрящевыми подушечками, расположенными между телами позвонков. Дуги позвонков образуют полый цилиндр или костный остов, в котором находится спинной мозг. Позвонки имеют различные размеры. Так, например, размер шейного позвонка меньше, чем размер грудного позвонка. Поясничные позвонки – самые большие. Позвоночник не является жестким прямым стержнем. В нём имеются изгибы, создающие пружинящий эффект. Все кости тела связаны с позвоночником. Между позвонками имеются отверстия, из которых выходят спинномозговые нервы, связывающие спинной мозг с различными частями и органами тела. 5 областей позвоночника соответствуют расположению 5 Чакр: Мулядхары, Свадхистханы, Манипуры, Анахаты и Вишуддхи. Сушумна Нади проходит через полый цилиндрический проход в позвоночном столбе, Ида находится слева, а Пингаля - справа от позвоночника.

^ 3. Сукшма шарира
Физическое тело по форме соответствует астральному телу. Физическое тело подобно воде, Стхуля форме. Когда вода нагревается, образуется пар или испарение, соответствующее астральному телу. Подобным образом, астральное или Сукшма (тонкое) тело находится в грубом или физическом теле. Грубое тело ничего не может сделать без астрального тела. Каждый грубый центр тела имеет соответствующий аналог в виде астрального центра. Хорошее знание грубого тела крайне важно, так как Йога Кундалини имеет дело с центрами астрального тела. Поэтому в следующих главах вы найдёте лишь краткое описание центров грубого тела и соответствующих центров в Сукшма Шарира. Вы найдёте описание астральных центров и связанных с ними функций в физическом теле.

4. Канда
Она расположена между анусом и началом полового органа. По форме она напоминает яйцо и покрыта оболочками. Находится сразу над Мулядхара Чакрой. Все Нади тела начинаются в Канде. Это соединение, где Сушумна связана с Мулядхара Чакрой. 4 лепестка Мулядхара Чакры находятся по сторонам Канды, а соединение, называемое Грантхи Стхана, испытывает очень сильное влияние Майи. В некоторых Упанишадах написано, что Канда на 9 пальцев выше половых органов.

Канда - центр астрального тела, откуда начинаются йогические Нади, тонкие каналы, несущие Сукшма Прану (жизненную энергию) к различным частям тела. Соответственно этому центру, вы имеете "Конский хвост" в грубом физическом теле. Спинной мозг, простирающийся от головного мозга, заканчивается в позвоночном столбе, разделяясь на тонкую, подобно шёлковой, нить. Перед окончанием он даёт множество волокон, объединённых в пучок нервов. Этот пучок нервов в грубом теле называется "Конский хвост". Астральным центром "Конского хвоста" является Канда.

^ 5. Спинной мозг
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Их соединяет продолговатый мозг. Нервные центры, расположенные в продолговатом мозге, тесно связаны с непроизвольными функциями дыхания и глотания. Спинной мозг простирается от начала спинномозгового канала до второго копчикового позвонка, где он сужается до тонкой шёлковой нити и носит название «Нитевидное окончание».Спинной мозг состоит из очень мягкого белого и серого вещества. Белое вещество, представляющее собой нервные волокна, расположено по краям серого (тела нервных клеток). Спинной мозг не связан прочно со спинномозговым каналом позвоночника, а находится в нём в подвешенном или плавающем состоянии, подобно головному мозгу в полости черепа. Питание происходит через мембраны. Головной и спинной мозг плавают в спинномозговой жидкости. Последняя вместе с окружающей спинной мозг жировой тканью, защищают мозг от повреждений. Передняя и задняя бороздки спинного мозга анатомически делят его на 2 симметричные половины. В центре спинного мозга проходит тонкий центральный канал. Брахманади идёт по этому каналу от Мулядхары до Сахасрара Чакры. По этой Нади пробуждённая Кундалини следует до Брахмарандхры.

Спинной мозг является продолжением головного мозга и не отделим от него. От них исходят спинномозговые и черепные нервы. Все нервы тела связаны с ними. Спинной мозг контролирует половые и выделительные органы, кровообращение, дыхание, пищеварение и др. Спинной мозг открывается в третий и четвёртый мозговой желудочек и, в конце концов, достигает верхушки головы Сахасрара Чакры.

^ 6. Сушумна Нади
Когда мы изучаем строение, расположение и функцию спинного мозга и Сушумна Нади, мы должны сказать, что Спинной мозг был назван йогами прошлого «Сушумна Нади». Западная анатомия имеет дело с грубой формой и функциями спинного мозга, а йоги древности имели дело с тонкой (Сукшма) природой. В Кундалини Йоге вы должны получить соответствующее знание об этой Нади.

Сушумна простирается от Мулядхара Чакры (второго позвонка копчиковой области) до Брахмарандхры. В западной анатомии считается, что в спинном мозгу, состоящем из белого и серого вещества, имеется центральный канал. Спинной мозг подвешен или плавает в спинномозговом канале. Подобным же образом, Сушумна проходит внутри позвоночного канала и в свою очередь имеет тонкие разделы. Она красного цвета, как Агни (огонь).

Внутри Сушумны имеется Ваджра Нади с Раджасическими качествами, сверкающая, как Сурья (Солнце). Внутри этой Ваджра Нади проходит Читра Нади. Она Саттвической природы и тусклого цвета. Качества Агни, Сурьи и Чандры (огонь, Солнце и Луна) являются тремя аспектами Шабдха Брахмана. Внутри Читры проходит очень тонкий канал (известный как центральный канал). Этот канал известен как Брахма Нади, по которой пробуждённая Кундалини следует от Мулядхары до Сахасрара Чакры. В этом канале существуют все 6 Чакр (лотосов): Мулядхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха и Аджна.

Нижнюю часть Читра Нади иногда называют Брахмадвар - дверь Брахмана, так как Кундалини проходит через эту дверь в Брахмарандхру. Это соответствует Харидвару - воротам Хари в Бадринараяне в микрокосме (физическом плане). Читра заканчивается в мозжечке.

В общем смысле сама Сушумна Нади (грубый спинной мозг) названа Брахма Нади, потому что Брахма Нади проходит внутри Сушумны. Опять же, канал внутри Читры также называют Сушумной, поскольку он проходит внутри Сушумны. Ида и Пингаля Нади проходят по левой и правой сторонам позвоночника.

Читра - высшая и самая почитаемая йогами Нади. Она подобна тонкому стеблю лотоса. Переливаясь пятью цветами, она находится в центре Сушумны. Это самая жизненно важная часть тела. Она названа Небесной дорогой. Это - даритель Бессмертия. Созерцая Чакры, находящиеся в этой Нади, йог уничтожает все грехи и достигает Высшего Блаженства. Это даритель Мокши.

Когда дыхание течёт по Сушумне, ум становится устойчивым. Эта устойчивость ума называется "Унмани Авастха" - высшее состояние йоги. Если вы сядете для медитации, когда действует Сушумна, у вас будет прекрасная медитация. Когда Нади не очищены, дыхание не может проникнуть в среднюю Нади. Поэтому для очищения Нади нужно выполнять Пранаяму.
^ 7. Парасимпатическая и симпатическая нервная система
По обеим сторонам спинного мозга проходит цепочка симпатических узлов. Эти узлы представляют собой скопление нервных клеток. Они составляют автономную нервную систему, контролирующую непроизвольную работу таких органов, как сердце, лёгкие, кишечник, почки, печень и т.д. Блуждающий нерв (Вагус) играет жизненно важную роль в организме и относится к парасимпатической нервной системе. Симпатическая нервная система стимулирует или ускоряет деятельность органов и систем. Парасимпатическая – тормозит или сдерживает. Существуют нервы расширяющие просвет артерий, несущих обогащённую кислородом кровь для питания тканей, органов и клеток разных частей тела. Они называются сосудорасширяющими. Левая и правая симпатическая цепочка связаны волокнами. Они переходят справа налево и наоборот, но точное место расположения пересечения неизвестно, хотя и были предприняты такие попытки. Так М.Кендрик и Снодграсс в своей работе «Физиология чувств» пишут: «Неизвестно, где чувствительные волокна одной стороны пересекаются с аналогичными волокнами другой стороны… В некоторых частях спинного мозга чувствительные волокна пересекаются справа – налево и наоборот.

^ 8. Свара Садхана

Свара Садхана – практика дыхания, обнаруживающая Сатью, Брахмана и Дарителя Высшего Знания и Блаженства. Совершайте спокойные действия, когда работает Ида, и энергичные, - когда дыхание идет через Пингалю. Выполняйте действия, направленные на достижения психических сил, Йоги, медитации и т.д. во время работы Сушумны. Если дыхание начинается с Иды (Луна) на восходе Солнца и течёт по ней целый день, а Пингаля (Солнце) начинает работать на закате Солнца и продолжается всю ночь – это приводит к прекрасным результатам. Пусть дыхание осуществляется через Иду весь день и через Пингалю – всю ночь. Тот, кто это практикует, поистине великий йог.
^ 9. Как изменить течение дыхания в Нади
Следующие упражнения изменяют течение дыхания от Иды – к Пингале. Выберите любой метод, который вам больше подходит. Для смены течения от Пингали к Иде, те же упражнения выполняются на противоположной стороне:

1. На несколько минут заткните левую ноздрю небольшим кусочком ваты или мягкой материи.

2. Лягте на левую сторону на 10 минут.

3. Сядьте прямо. Поднимите левое колено вверх и прижмите левую пятку к левой ягодице. Теперь надавите левой подмышечной впадиной, на колено. Через несколько секунд поток будет осуществляться через Пингалю.

4. Поместите обе пятки вместе рядом с правой ягодицей. Правое колено будет над левым. Левая ладонь лежит на земле на расстоянии фута (30,5 см), и пусть вес тела приходится на левую руку. Не сгибайте локоть. Поверните также голову в левую сторону. Это эффективный метод. Старайтесь захватить правой рукой левую лодыжку.

5. Поток дыхания может быть изменён также Наоли Крией.

6. Есть люди, которые могут с помощью воли изменить течение дыхания.

7. Поместите Йога Данду или Хамса Данду (деревянная палка длиной около 2 футов (=71 см), имеющую на конце приспособление в форме U (как у костыля) под левую подмышку и обопритесь на неё левым боком.

8. Наиболее эффективный и быстрый результат в смене потоков даёт Кхечари Мудра. Йог заворачивает язык внутрь и закрывает кончиком языка воздушный проход.

Выше приведённые упражнения предназначены для обычной регуляции дыхания. Другие специальные упражнения для очищения Нади и пробуждения Кундалини, будут даны в последующих главах. Вы никогда не увидите и не услышите более тайной информации, чем об учении о дыхании. С помощью силы дыхания друзья собираются вместе. С помощью силы дыхания приобретается богатство и репутация. Приходит знание прошлого, настоящего и будущего, все остальные Сиддхи и человек достигает высшего состояния с помощью силы дыхания.

Я хочу, чтобы вы каждый день систематически и регулярно практиковали Свара Садхану, что позволит днём дыханию течь через левую ноздрю, а ночью – через правую ноздрю. Это, несомненно, принесёт вам большую пользу. Неправильная Свара вызывает множество болезней. Соблюдение правильной Свары ведёт к здоровью и долголетию. Воистину говорю я вам, мои дорогие дети! Практикуйте это. Начните сегодня. Отбросьте привычную лень, леность и инерцию. Прекратите праздные разговоры. Делайте что-нибудь практическое. Перед началом практики помолитесь Богу Шиве, который дал это прекрасное учение, повторяя Ом Нама Шивая, и Шри Ганеше, устраняющему все препятствия.

^ 10. Головной мозг
Головной мозг и черепно-мозговые нервы являются важнейшей частью всей нервной системы. Это скопление нервной ткани, состоящей из серого и белого вещества, расположенного в черепной коробке. Последняя подобна железному сейфу, хранящему драгоценный «мозг», окружённый тремя оболочками. 1) - твёрдая (фиброзная, соединительно-тканная), расположенная со стороны костей черепа. 2) – мягкая соединительно-тканная, представляющая собой сплетение кровеносных сосудов, пронизывающих и питающих все части головного мозга. 3) – паутинная, тонкая оболочка, покрывающая головной мозг, под которой находится пространство, заполненное спинномозговой жидкостью, защищающую головной мозг от повреждений, питающей нервную ткань и осуществляющей обмен веществ. Головной мозг словно плавает в этой жидкости. На рисунке изображены: большой мозг (1), мозжечок (2), продолговатый мозг (3) и мост мозга (4).

Центральная бороздка делит головной мозг на 2 полусферы, содержащие большие и малые доли, такие как теменная, височная и затылочная (рядом с мозжечком) и другие. Каждая доля состоит из множества извилин. Для удобства изучения, головной мозг можно разделить на 4 части.

1. Передний мозг. Это самая большая часть, имеющая овальную форму и расположенная спереди в верхней части черепной коробки. Она содержит важные центры слуха, зрения, речи и т.д. Здесь располагается шишковидная железа (эпифиз), которая, как полагают, является местом пребывания души, и которая играет важную роль в Самадхи и в психической деятельности.

2. Мозжечок (малый или задний мозг). Это основная часть головного мозга продолговатой формы. Располагается над 4 желудочком, сзади и ниже переднего мозга. Его белое вещество покрыто серым. Он регулирует мышечную координацию. Ум пребывает здесь во время сновидений.

3. Продолговатый мозг. Он имеет широкую продолговатую форму и расположен между полушариями. Здесь серое вещество покрыто белым и находятся важные функциональные центры кровообращения, дыхания и т.д. Эта часть должна хорошо защищаться. Отсюда начинается спинной мозг.

4. Варолиев мост (мост мозга) располагается перед продолговатым мозгом. Это место соединения мозжечка с продолговатым мозгом. Состоит из белого и серого вещества. Его волокна выходят из мозжечка и продолговатого мозга.

В головном мозге имеется 5 желудочков. Самым важным из них является 4-й. Он расположен в продолговатом мозге. 4-й желудочек – продолжение центрального спинномозгового канала, расширяющегося в месте вступления последнего в черепную коробку.

Каждый нерв тела тесно связан с головным мозгом. 12 пар черепно-мозговых нервов выходят через отверстия, расположенные в нижней части черепа и связывают головной мозг с различными частями тела. Это обонятельные, зрительные, глазодвигательные, блоковидные, тройничные, отводящие, лицевые, слуховые, языкоглоточные, блуждающие, добавочные и подъязычные нервы, связывающие головной мозг с глазами, ушами, языком, носом, глоткой, грудной клеткой и т.д. Здесь я привёл лишь те сведения, которые имеют отношение к Кундалини Йоге.
11. Брахмарандхра
"Брахмарандхра" означает «отверстие» Брахмана. Это обитель человеческой души. Её ещё называют "Дашамадвара", десятое отверстие или десятая дверь. Вогнутое пространство на макушке головы называется передним родничком. Он находится между двумя теменными и затылочной костями. Эта часть у детей очень мягкая. Пока ребёнок растёт, она затягивается растущими костями черепа. Брахма создал физическое тело и вошёл (Правишат) в тело через Брахмарандхру, чтобы дать внутреннее озарение. Это утверждается в некоторых Упанишадах. Это очень важная часть. Она прекрасно подходит для Ниргуна Дхьяны (абстрактной медитации). Когда йог отделяется от физического тела во время наступления смерти, Брахмарандхра разрывается, открывается и Прана выходит из этого отверстия (Капаля Мокша). "В сердце находится 101 нерв. И лишь один из них (Сушумна) выходит и пронизывает голову; выйдя через него, достигнешь бессмертия" (Катхопанишада).
^ 12. Сахасрара Чакра
Сахасрара Чакра – обитель Бога Шивы. Она соответствует Сатья Лёке и расположена на макушке головы. Когда Кундалини соединяется с Богом Шивой в Сахасрара Чакре, йог наслаждается высшим Блаженством, Парама Анандой. Когда Кундалини входит в этот центр, йог достигает сверхсознательного состояния и Высшего Знания. Он становится Брахмавидвариштхой или Джнани, находящимся в полном расцвете.

Выражение ^ Сахасрара Падма указывает, что эта Падма содержит 1000 лепестков. Из этого центра исходит 1000 йогических Нади. Существуют различные точки зрения относительно точного числа лепестков. Вам будет достаточно знать, что из этого центра исходит бесчисленное количество Нади. Как и в других Чакрах, вибрации, издаваемые йогическими Нади, представлены Санскритскими буквами. Все 50 букв Санскритского алфавита повторяются здесь снова и снова на всех йогических Нади. Это Сукшма-центр. Соответствующий центр физического тела находится в головном мозге.

Термин "Шат-Чакры" относится только к главным шести Чакрам: Мулядхаре, Свадхистхане, Манипуре, Анахате, Вишуддхе и Аджне. Над ними располагается Сахасрара Чакра. Это самая главная Чакра. Все Чакры имеют тесную связь с ней. Поэтому она не включена в Шат-Чакры.
^ 13. Итог предыдущих уроков
Ученики должны обладать всеми Саттвическими качествами и быть совершенно чистыми. Сат Санг, уединение, диетическая дисциплина, хорошие манеры, хороший характер, Брахмачарья, Вайрагья и т.д. образуют крепкое основание йогической жизни. Для быстрого прогресса на духовном пути совершенно необходима помощь Гуру, уже ступившего на этот путь. Для йогической Абхьясы требуются места с прохладным, умеренным климатом.

Нади являются Сукшма (астральными) каналами, по которым Прана (жизненная энергия) течёт в разные части тела. Из бесчисленных Нади, Ида, Пингаля и Сушумна являются важнейшими. Все Нади начинаются из Канды. Канда располагается в пространстве между началом половых органов и анусом. Сушумна Нади расположена внутри позвоночного столба в спинномозговом канале. Внутри Сушумна Нади проходит Ваджра Нади. Читра Нади, узкий канал, называемый Брахманади, находится внутри Ваджра Нади. Пробуждённая Кундалини проходит по Читра Нади. Здесь находятся все Сукшма центры, которые нельзя обнаружить с помощью лабораторных экспериментов. Грубое физическое тело не может существовать и функционировать без этих тонких центров. Важнейшими Чакрами являются Мулядхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха, Аджна и Сахасрара. Когда Кундалини проходит от Чакры к Чакре, раскрываются различные уровни ума, и Садхака вступает в высшее состояние сознания. В каждой Чакре он получает различные Сиддхи. Ида, Пингаля и другие Нади проходят рядом с позвоночником. Ида течёт через левую ноздрю, а Пингаля – через правую. В Свара Садхане дыхание днём должно осуществляться через левую ноздрю, а ночью - через правую.


 

0486621813796808.html
0486699540790388.html
0486777972357831.html
0487031933771470.html
0487124135571179.html