План-конспект лекции "Психология личности" - страница 2

^ Этапы и основные направления исследования личности
Изучение личности всегда было и продолжает оставаться од­ной из самых трудных проблем.

Психология личности как наука сложилась сравнительно не­давно, но исследования в этой области велись уже давно. В исто­рии исследований можно выделить несколько этапов.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения, продлившегося до начала 19 века являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Этими исследованиями занимались Сократ, Аристотель, Спиноза, Юм и многие другие ученые.

Первые определения личности были достаточно широкими и вклю­чали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.


В 19 в. основным стал клинический период, в ходе которого представление о личности было сужено. В центре внимания Фрейда, Адлера, Юнга и других исследователей оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти осо­бенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей.


^ Экспериментальный период, начавшийся с начала 20 века, характеризуется активным внедре­нием в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавить­ся от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой, способной не только описывать явления, но и объяснять свои выводы. Основоположниками такого подхода стали Айзенк, Олпорт, Лазурский и другие.


С конца 30-х гг. 20 века в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате появилось много раз­личных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности Д.Уотсона психология должна заниматься не душевными явле­ниями, недоступными научному наблюдению, а поведением. За­дачу психологии он видел в том, чтобы научиться "про­считывать" и программировать поведение личности.

Основоположники гештальт-психологической теории личнос­ти Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. По их мнению построение психического образа происходит как мгновенное "схватывание" его структуры.

Психоаналитическая теория личности З.Фрейда анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в каче­стве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности, основоположниками которой являются У.Найссер и А.Пайвио, главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям.

Гуманистическая теория личности Г.Олпорта, К.Роджерса и А.Маслоу объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.


Среди рассмотренных теорий можно выделить три практичес­ки не пересекающиеся направления: биогенетическое, социогенетическое и персонологическое.

Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез, то есть, про­цесс индивидуального развития организма, с заложенной в нем филогенетической или исторически обусловленной, программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь на­кладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую известность среди концепций этой ориентации получила теория, разработан­ная З.Фрейдом. Самосознание человека он сравнивал с вер­шиной айсберга, полагая, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработан­ные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по 3.Фрейду, состоит из трех компонен­тов, или уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я".

"Оно" - бессозна­тельная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений. "Оно" насыщено сексуальной энер­гией либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" под­чиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Вто­рой принцип поведения – гомеостаз, тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

"Я" представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Я" ориентируется на реальность.

"Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на под­сознательном уровнях. "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Несознаваемые влечения, идущие от "Оно", чаще всего нахо­дятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в "Сверх-Я", т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конф­ликт разрешается с помощью "Я", т.е. сознания, которое, дей­ствуя в соответствии с принципами реальности и рациональнос­ти, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения "Оно" были в максимальной степени удовлетво­рены и при этом не были нарушены нормы морали.


Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче, от структуры социальной деятельности индивида.

По мнению теоретиков-бихевиористов, социальные роли лю­дей и большинство форм социального поведения личности скла­дываются в результате наблюдений над такими социальными мо­делями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей яв­ляются результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе - это результат взаимодействия между инди­видом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.


Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жиз­ненных целей и ценностей. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гу­манистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного "я" лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.


Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу "или-или" не имеет смыс­ла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предла­гается историко-эволюционный подход, в котором антропологи­ческие свойства человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. То есть, движущей си­лой развития личности является совместная деятельность, благо­даря которой происходит индивидуализация личности. Основоположниками такого подхода стали Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. Они сформировали теорию деятельности.


В отечественной психологии можно выделить ряд других теорий.

Основоположники теории отношений - А.Флазурский и В.Н.Мясищев считали, что "ядро" лично­сти составляет система ее отношений к внешнему миру и к само­му себе, которая формируется под воздействием отражения со­знанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения Б.Ф.Ломова и А.А.Бодалева, личность формируется и разви­вается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки Д.Н.Узнадзе и А.С.Прангишвили развивает представление об установке как готовности лич­ности к восприятию будущих событий в определенном направле­нии действий, что является основой ее целесообразной избира­тельной активности.

Все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и измене­ние на протяжении жизни. Однако, адекватная теория личности еще не создана.


0487791019792316.html
0487897840745875.html
0488031185038126.html
0488110427455420.html
0488191115428950.html