Разработка новой программы тренинга руководителей 30 Проблема мотивации в социально-психологическом тренинге 35 Раздел 2 теоретико-методологические основы социально-психологического тренинга 37 - страница 26

^ Приложение 7 АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИСКУССИИ
I. В отношении проблемы

Просто называет проблему, не пы­тается заинтересовать ею участников

1234567

Заинтересовывает участников, умело разъясняя проблему

2. Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие и отклонения от темы

1234567

Не допускает многословия и отклоне­ний от темы

3. Не умеет прерывать повторений

1234567

Пресекает общие повторения уже сказанного

4. Не подводит частичных итогов в итоги в ходе обсуждения

1234567

Подводит частичные итоги в ходе обсуждения

5. Неполно подводят заключительный итог, не сравнивают его с постав­ленной целью

1234567

Подводит заключительный итог, срав­нивает его с поставленной целью

362

Приложения

И.-В отношении отдельных участников.

1. Не умеет выделить основную мысль в высказываниях участников

1234567

Стремится выделить основную мысль в высказываниях участников

2. Слишком рано прерывает, не умеет слушать

1234567

Умеет внимательно, не прерывая преждевременно, слушать

3. Принимает высказывания без доказательств

1234567

Способствует тому, чтобы каждое высказывание было с доказатель­ствами

4. Недостаточно активизирует пассивных участников

1234567

Активизирует пассивных участников

5. Не умеет разрешать недоразуме­ния, возникающие между участни­ками

1234567

Умеет разрешать недоразумения, возникающие между участниками

III. В отношении группы в целом.

1. Не вовлекает всех участников в об­суждение

1234567

Вовлекает всех участников в обсуж­дение

Не умеет создавать деловую атмосферу

1234567

Может обеспечить деловую обста­новку

Почти не использует вносимые пред­ложения, мысли, аргументы и заме­чания для решения проблем

1234567

Умеет использовать вносимые пред­ложения, идеи, доказательства и замечания для решения проблемы

Много говорит сам, мало спрашивает и слушает участников

1234567

Выясняет мнения, сам говорит мало, но по существу

Допускает споры, в которых от темы дискуссии переходят на личности

1234567

Пресекает споры, в которых от темы обсуждения переходят на личности

363

Тренинг управления персоналом

Приложения
^ Приложение 8 МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.
«ОБРАЗОВАНИЕ В ЯПОНИИ:

ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ

ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

(Травин В. В., Дятлов В. А.)

Можно сказать, что мощной движущей силой развития япон­ской экономики после Второй мировой войны явилась японская система подготовки кадров, особенность которой — внутрифир­менное обучение. В качестве четырех главных причин, приведших к успеху системы внутрифирменного обучения, можно назвать сле­дующие:

1) высокий образовательный уровень японцев, базирующийся на фундаментальных знаниях, полученных в школе;

2) традиционная практика «внутренней подготовки», когда пред­приятие само готовит кадры, которые считает необходимыми;

3) система управления кадрами на предприятиях, повышающая воспитательный эффект обучения во время работы (ОВР);

4) государственная политика, направленная на развитие внутри­фирменного обучения.

Наряду с внутрифирменным обучением японская система под­готовки кадров включает и государственно-муниципальное профобучение (ГМПО), которое выполняет вспомогательную функцию при внутрифирменном обучении. Мы поясним это по порядку.

Особенности школьного образования в Японии

Желание населения послевоенной Японии получить образова­ние было столь сильным, что оно было названо «образовательным взрывом». Движущей силой этого следует считать школьную рефор­му начального периода эпохи Мэйдзи (1868—1912).

364

1. ^ Однолинейная система школьного образования. В 1872 году был издан акт о системе школьного образования, объединивший два типа образования, одновременно существовавших при феодализ­ме, — клановые школы для выходцев из военно-дворянского со­словия («ханко») и частные школы для простолюдинов («тэракоя»). Через унификацию этих школ была введена однолинейность как основа образовательной системы. Реформаторское правительство эпохи Мэйдзи считало, что широкому привлечению необходимых для модернизации страны кадров из народной среды соответствует однолинейная образовательная система. Благодаря этому перед японцами открылась возможность продвижения на высокие посты путем получения образования высокого уровня вне зависимости от происхождения. Таким образом, однолинейная система школь­ного образования наряду с обострением конкуренции среди жела­ющих повысить свой образовательный уровень и созданием допол­нительных возможностей для перехода из одного социального слоя в другой сформировала основу сегодняшнего общества с высоким уровнем полученного образования. После Второй мировой войны образовательная система с формулой 6—3—3—4* стала практически полностью однолинейной и наряду с мерами по демократизации социально-экономических институтов и улучшением материаль­ного положения семьи явилась сильным толчком к росту образо­вательного уровня японцев.

2. ^ Повышение образовательного уровня и модернизация промыш­ленной структуры. Процент завершивших обязательное девятилет­нее образование и поступивших в старшую среднюю школу вырос с 60 в 1960 г., до 80 в 1970 г. и 94 в 1980 г. (после этого долго оставал­ся приблизительно на том же уровне). Процент же выпускников старшей школы, поступивших в вузы или двухгодичные колледжи, в те же годы составил 10,24 и 37 соответственно и продолжал расти позднее, достигнув в 1992 г. 39 процентов.

Процент выпускников старшей средней школы, поступивших в вузы, в Японии выше, чем в Англии (32), бывшей Западной Гер­мании (33), Франции (38), уступает только США (45 в 1990 г.). Од­нако расходы на высшее образование в Японии составляют 0,6% валового внутреннего продукта, что ниже, чем в США (1,25% в 1989 г.), Англии (1,2% в 1990 г.) и бывшей Западной Германии (1,4% в 1990 г.). ВЯпонии расходы на высшее образование в государствен­ных и муниципальных вузах покрываются более чем на 90% за счет

365

^ Тренинг управления персоналом

государственных и муниципальных средств, а в частных учебных заведениях, где обучается значительно больше студентов, финан­сирование со стороны государственных и муниципальных органов не превышает 15%. В японской семье существует тенденция рас­сматривать расходы на образование детей как выгодное капитало­вложение или как лучшее наследство детям, что оправдывает вы­сокие расходы на образование из семейного бюджета.

Повышение образовательного уровня народа способствует ус­корению научно-технического прогресса, модернизации промыш­ленной структуры. Это становится ясным, если рассматривать рас­пределение только что окончивших учебные заведения по сферам экономики. Среди закончивших старшую среднюю школу 34% идут в техническую и производственную сферу, 26% — в сферу делопро­изводства и 16% — в сферу торговли; среди выпускников двухго­дичных колледжей 58% идут в делопроизводство, 27% — в профес­сионально-технические отрасли, а среди выпускников универси­тетов и институтов 37% — в профессионально-технические отрасли, 40% — в делопроизводство и 19% — в торговлю (данные за 1992 г.).

3. ^ Распределение функций между школьным образованием и внут­рифирменным обучением. Японские представители нанимают основ­ной персонал из числа только что окончивших учебные заведения и исходя из долгосрочной стабильной занятости стараются сделать их кадрами, подходящими данному предприятию. Обычно кон­кретная работа внутри предприятия предоставляется уже после при­нятия на работу в результате определения пригодности и способ­ностей каждого. Поэтому предприятие при найме только что окон­чивших учебные заведения наибольшее внимание обращает не столько на то, что в данный момент человек может или какими спе­цифическими умениями обладает, сколько на его способность к обучению, на его адаптационные свойства. Это значительно отли­чается от существующей практики найма на работу в Европе и США, где найм производится после того, как определяются спе­циализация и содержание работы.

Подобный подход предприятий к найму и подготовке кадров в Японии связан с фундаментальным обучением в школе. Фундамен­тальное образование дают также профессиональные средние шко­лы и вузы, а специальные знания и технические навыки, необхо­димые для определенной профессии, можно получить при внутри­фирменном обучении.

366

Приложения

4. Роль технических старших средних школ. В современной Япо­нии, где все получают образование практически до 18-летнего возраста, основным источником пополнения рядов квалифициро­ванных рабочих являются лица, только что окончившие старшую среднюю школу. Старшие средние школы подразделяются на об­щеобразовательные и профессиональные. В 1970 г. среди учащих­ся старшей средней школы 13% приходилось на технические шко­лы, в 1980 г. — 10%, в 1990 г. их число уменьшилось до 8%, и при этом стало трудно набирать учеников, имеющих высокие способ­ности. Однако, как показывает изучение потребности в рабочей силе в промышленности, по-прежнему существует много предпри­ятий, которые предпочитают нанимать на работу в качестве квали­фицированных рабочих выпускников технических, а не обычных школ. Много выпускников технических школ распределяются на инструментальные и экспериментальные участки и в прочие под­разделения, требующие высоких технических знаний и умений. Технические школы предназначаются для обучения инженерно-технического персонала среднего звена. Однако и сегодня многие выпускники технических школ идут на работу в качестве квалифи­цированных рабочих, что в большой мере способствует улучшению их качественного состава.

^ Внутрифирменное обучение

Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в результате изучения в 1972 г. японской полити­ки в области рабочей силы подготовили и опубликовали доклад, озаглавленный «Политика в отношении рабочей силы в Японии». В нем говорится: «Мы должны признаться, что мы, проводившие исследования, не очень хорошо понимаем, как принятые на рабо­ту выпускники, не получившие профессиональной подготовки, становятся квалифицированной рабочей силой, структурирован­ной по специальностям. Конечно, на предприятии проводится оп­ределенное обучение. Однако в основном это сравнительно крат­косрочное обучение, которое по большей части не утверждается официально. И, следовательно, не получает материальной поддерж­ки соответствующих организаций. Вероятно, подготовка проходит благодаря неформальному ОВР». Специалисты ОЭСР оказались в

367

^ Тренинг управления персоналом

Приложения

затруднении при толковании того факта, что, несмотря на край­нюю недостаточность (исходя из европейских стандартов) систе­матического профессионального обучения в Японии, в этой стра­не работает большое число квалифицированных специалистов.

I. ^ Подготовка кадров через ОВР. Подготовка и обучение внутри предприятий в Японии производятся на основе ОВР, обучения вне работы (ОНР) и самообразования, однако наибольшее внимание уделяется ОВР. Бытует мнение, что ОВР сводится лишь к подго­товке по типу «смотри и подражай», однако на японских предпри­ятиях широкое культивирование воспитательных функций работы (как говорится, «работа взращивает человека») повышает эффек­тивность ОВР. Потому важны следующие шесть положений.

1. Подготовка кадров на внутрифирменном рынке труда. В ин­дустриальных обществах, зависимых от внешнего (вне предприя­тия) рынка рабочей силы, где предприятия могут удовлетворять свои потребности в кадрах и рабочие ищут улучшения условий тру­да, трудно ожидать, что предприятия будут активно вкладывать капитал в обучение ради подготовки кадров (в той мере, в какой сами обучающиеся не покрывают соответствующую часть расхо­дов на обучение).

В Японии многие предприниматели полагают, что, исходя из долгосрочной перспективы, подготовка внутри предприятия нуж­ных кадров — неотъемлемое условие жизнеспособности и разви­тия предприятия. Персонал также ищет возможности продвиже­ния не на внешнем рынке труда, а внутри предприятия. Предприя­тию, если оно заинтересовано в долгосрочной занятости персонала, необходимо поддерживать на высоком уровне адаптационные свой­ства персонала, приспосабливаться к происходящим вокруг изме­нениям. Поэтому на многих предприятиях целью обучения персо­нала является подготовка не специалиста узкого профиля, а уни­версала, многопрофильного рабочего. Важнейшими средствами достижения этой цели являются профессиональная ротация и пе­ревод с одной работы на другую внутри предприятия.

2. Подготовка думающего квалифицированного рабочего. ОВР обычно воспринимается как один из методов обучения подчинен­ных рабочим навыкам путем их непосредственного участия в рабочем процессе. Однако на предприятиях Японии ОВР не огра­ничивается только этим и является лишь начальным этапом обу­чения. На следующем этапе главное внимание уделяется формированию умения поставить и решить проблемы. Поэтому не толь­ко от инженерно-технического персонала, «белых воротничков», но и от рабочих, «синих воротничков», требуется не столько делать то, что сказано и как сказано, сколько самостоятельно обнаружить проблематичные моменты в технологическом процессе, придумать более рациональный способ и внести соответствующее предложе­ние. В связи с этим большое внимание уделяется постановке задач в кружках тотального контроля качества и рацпредложениям, а так­же предоставлению рабочим возможности отказаться от установ­ленной методики и действовать по своему усмотрению.

3. Предоставление персоналу гибкой, привлекательной и мно­гофункциональной работы. Согласно принципам систем Тейлора и Форда, раздробленная и нормированная работа не допускает ав­тономности рабочего в процессе работы, отрицает повышение ква­лификации на основе накопленного опыта и лишает основы обра­зовательную функцию, которую несет работа. И на японских пред­приятиях в период наибольшего экономического роста в 1960-е гг., когда расширилось массово-поточное производство, стремились к такому же раздроблению работы. Однако многие предприятия об­ратили внимание, что подобная организация труда снижает мораль рабочих. В результате они стали стремиться к подготовке много­профильных рабочих, к предоставлению привлекательной для каж­дого из них работы. К тому же изменения, которые произошли по­зднее в японском обществе, в частности технологическая револю­ция в микроэлектронике, повышение качества, потребовали и от рабочих больших технических знаний, понимания задач и способ­ности к их решению. Многие предприятия приступили к повыше­нию технических знаний и навыков рабочих.

Распределение обязанностей между отдельными работниками в Европе и США осуществляется на основе анализа работ, выпол­няемых на предприятии. В Японии прижился комплексный метод, когда ответственность на предприятии разделяется сначала по от­делам и секторам, внутри которых происходит последующее рас­пределение обязанностей в соответствии со способностями каж­дого. Японская модель такой организации труда больше направле­на на повышение квалификации персонала.

В Японии не существует традиции разделения рабочих на три категории — высококвалифицированных, полуквалифицированных, неквалифицированных,

368

369

при котором привлекательная работа является привилегией высококвалифицированных рабочих. В Японии все рабочие в момент их приема на работу являются «неквалифици­рованными». Как предприятия, так и сами рабочие рассчитывают, что они будут повышать квалификацию пропорционально опыту.

К тому же в Японии нет четкой границы между инженерно-тех­ническим персоналом и рабочими. В Европе и США четко опреде­ляются служебные обязанности инженера, техника, рабочего и от­мечается сопровождающее научно-техническую революцию возра­стание потребности в техниках, сведущих как в технологии, так и в рабочих умениях. В Японии в последнее время возросла потреб­ность в кадрах, которые совмещали бы знание технологии с уме­нием ее применять. Однако на японских заводах отсутствует класс техников. Функции техника распределены между инженерно-тех­ническим персоналом и квалифицированными рабочими. На про­изводственных площадках квалифицированные рабочие берут на себя технические функции, которые ранее относились к компетен­ции инженерно-технического персонала. Это способствует повы­шению качества продукции и гибкости производства.

Также важно, что в Японии профсоюзы занимают гибкую пози­цию в отношении перевода рабочих с одного рабочего места на дру­гое, в то время как в Европе и Америке для защиты рабочих от про­извола работодателей профсоюзы применяют право регулировать работу их членов. Это становится препятствием на пути переме­щения рабочих и изменения содержания их работы.

4. Меры по стимулированию мотивации труда. Открывшиеся вакансии на высокие посты, как правило, заполняются нижестоя­щими работниками. Подобная традиция продвижения внутри пред­приятия является стимулом, побуждением рабочих и служащих к работе и самообразованию. По сравнению с организациями, в ко­торых при жестком профессиональном разграничении у людей не возникает желания к продвижению по службе, где каждый день занимаются рутинной работой, эти преимущества очевидны.

Кроме того, японская система оплаты труда определяет зара­ботную плату работников комплексно, с учетом не только возра­ста, образования, стажа работы, но и способностей к выполнению порученной работы. Такая система побуждает как предприятия, так и самих работников к профессиональному росту.

5. Поощрение самообразования. Долгосрочная перспектива в области управления

370

«человеческими ресурсами», при котором акцент делается на подготовку многопрофильных рабочих, предо­ставление привлекательной работы, а также деятельность таких ра­бочих кружков, как кружки тотального контроля качества, безде­фектности и пр., стимулирует работников к самообразованию. Кроме того, такие системы управления кадрами, как управление в зависимости от поставленной задачи, система квалификации про­фессиональных способностей, система самодоклада, предполага­ют самообразование работников. При этих системах обязательно получение государственного диплома профессиональной квалифи­кации или прохождение заочных курсов, организуемых частными органами профобучения.

Среди государственных категорий профессиональной квалифи­кации следует остановиться на квалификации «мастер» (1-го, 2-го и высшего разряда). Это звание присваивается тем, кто сдал госу­дарственный квалификационный экзамен, который проводится в соответствии с законом о профессиональном развитии «человече­ских ресурсов». В настоящее время государственный экзамен на зва­ние мастера проводится по 133 профессиям.

6. Подготовка инструкторов ОВР. На фоне хорошо функциони­рующей системы ОВР все японские предприятия для подготовки управленцев и квалифицированных рабочих используют систему ОНР.

Внутрифирменное обучение только что окончивших школу за­ключается в подготовке интеллектуальных многопрофильных ра­бочих на основе установленных государством стандартов. Обучен­ные на основе этой системы управленцы и квалифицированные ра­бочие используются в качестве руководителей ОВР и малых рабочих кружков, выполняют роль связующего звена между инженерно-тех­ническим персоналом и рабочими. Существование подобных ква­лифицированных рабочих играет большую роль в повышении и передаче технических умений в промышленности Японии.

В последние годы возрастает необходимость обучения обслужи­ванию оборудования, управлению качеством продукции, системе «доставка точно в срок», охране труда и т. п. на основе ОНР. В этой связи расширяется краткосрочное централизованное обучение в зависимости от необходимых знаний и умений. Управленческую стажировку лидеров групп, высшего слоя работников многие пред­приятия давно практикуют на основе ОНР. Малые и средние фир­мы

371

для стажировки могут воспользоваться услугами, предоставляемыми головной компанией, производителями оборудования, го­сударственными и общественными учреждениями, работающими в области профессионального обучения, префектуральными цент­рами стажировки и университетами.

II. ^ Государственная политика в отношении внутрифирменного обучения. В послевоенный период в государственной политике в отношении внутрифирменного обучения были две главные цели: помощь в подготовке квалифицированных рабочих путем обуче­ния внутри предприятия и повышение квалификации и социаль­ного статуса квалифицированных рабочих. Для достижения этих целей были приняты меры в области обучения, моделью которых послужила главным образом немецкая система профессионально­го образования. В 1947 г. в Законе о трудовых стандартах был уста­новлен регламент подготовки квалифицированных рабочих. Пре­дусматривалось систематическое обучение рабочих под руковод­ством квалифицированных инструкторов на основе практически и научно определенных стандартов обучения отдельным специаль­ностям в течение 3-летнего периода. В 1958 г. в Японии впервые был принят Закон о профессиональном обучении. При осуществ­лении предпринимателями систематического обучения на основе утвержденных государством стандартов оно утверждалось в каче­стве официально сертифицированного, и ему оказывалась поддерж­ка. Кроме того, данный закон предусматривал государственный экзамен на профессиональную квалификацию, о которой говори­лось выше, что сыграло большую роль в деле повышения квалифи­кации рабочих и их социального положения.

Число обучающихся в системе официально сертифицирован­ного внутрифирменного обучения резко росло в 1960-е годы и дос­тигло пика в 1971 г., составив 93 тыс. человек. Система официаль­но сертифицированного профобразования, в особенности на круп­ных предприятиях, привлекала многих способных выпускников младшей средней школы, которые из-за трудного экономического положения в семье не могли продолжить образование в старшей средней школе, и обеспечила подготовку многих квалифицирован­ных рабочих и повышение ее качества.

Однако ввиду резкого увеличения числа учащихся, продолжив­ших обучение в старшей средней школе и окончивших ее, офици­ально сертифицированное профобучение столкнулось с нехваткой учащихся. Кроме того, стало ясно, что выпускники старшей сред-

ней школы не нуждаются после поступления на работу в длитель­ном обучении подобно окончившим младшую среднюю школу и в короткий срок овладевают специальностью. В 1970-е годы прежняя система официально сертифицированного внутрифирменного обу­чения начала приходить в упадок. Министерство труда приложило усилия, чтобы задержать этот процесс, установив новый стандарт на одногодичное внутрифирменное обучение для выпускников старшей средней школы и приняв другие меры. Однако остановить упадок системы официально сертифицированного профобучения не удалось, и в 1992 г. число учащихся составило 24 человека.

Таким образом, число предприятий, осуществляющих долго­срочную профподготовку квалифицированных рабочих, уменьши­лось. Однако в последние годы растет число предприятий, откры­вающих внутрифирменные колледжи для обучения техников. С 1986 г. таких внутрифирменных колледжей открыто уже 12, еще 8 колледжей используются для обучения несколькими фирмами од­новременно.

В таких условиях меры в области профподготовки, направлен­ные на расширение внутрифирменной подготовки на основе стан­дартизированного обучения, определяемого государством, неиз­бежно теряли свою эффективность. В тот период методы подготов­ки кадров в сфере производства претерпели большие изменения. Капиталовложения во внутрифирменную подготовку направлялись главным образом на долгосрочное обучение только что принятых на работу, однако постепенно стали преобладать различного рода краткосрочные стажировки для отдельных категорий работников. К тому же у Министерства труда был иной взгляд на профессио­нальное обучение в отличие от многих предприятий, считающих основой внутрифирменное ОВР. Министерство полагало, что имен­но специально организованная подготовка в аудиториях и учебных лабораториях должна составлять основу внутрифирменного обу­чения.

В 1969 г. были внесены поправки в Закон о профессиональном обучении и обозначился новый курс — непрерывное пожизненное образование, при котором рабочие на соответствующем этапе сво­ей профессиональной карьеры могли получить подходящую по вре­мени и содержанию подготовку. Были систематизированы и виды обучения — базисная подготовка, повышение квалификации, пе­реподготовка и т. д.

372

373

Для утверждения системы непрерывного пожизненного обра­зования следовало укрепить материальную базу. Для этого в 1974 г. за счет дополнительных взносов на страхование занятости был со­здан специальный фонд для субсидирования расходов на обучение. В настоящее время целевые взносы по страхованию занятости, ко­торые дополнительно обязаны вносить работодатели для субсиди­рования профразвития «человеческих ресурсов», а также для под­держки найма на работу лиц пожилого возраста и т. д., составляют 0,35% фонда заработной платы.

Кроме того, в 1982 г. была приведена в действие система мате­риального поощрения непрерывного пожизненного образования, которой предусматривалось повышение адаптационных свойств лиц среднего и старшего возраста, необходимое вследствие старе­ния экономически активного населения и развития научно-техни­ческого прогресса. Согласно этой системе, расходы предпринима­телей, осуществляющих планомерное профобучение работников среднего и старшего возраста, частично субсидируются.

В 1985 г. прежний Закон о профессиональном обучении был за­менен Законом о профессиональном развитии «человеческих ре­сурсов». В отличие от прежнего закона, в котором главной целью являлась подготовка рабочих — «синих воротничков», новым за­коном предусматривалось развитие профессиональных способно­стей всей рабочей силы, включая и инженерно-технический пер­сонал — «белые воротнички». Кроме того, новый закон способство­вал развитию разнообразных систем непрерывного пожизненного профобразования персонала, которые не ограничиваются установ­ленными государством стандартами подготовки. Для этого в каче­стве конкретной меры было установлено правило, требующее на­значения на предприятии ответственного за профессиональное развитие «человеческих ресурсов». Стало субсидироваться и про­ведение конференций по профессиональному развитию «челове­ческих ресурсов» для обмена информацией и опытом. Кроме того, началась работа по приведению в готовность центров развития про­фессиональных способностей, которые поставляли бы информа­цию предприятиям об эффективных методах подготовки.

III. ^ Оценка официально сертифицированного обучения. В настоя­щее время в Японии внутрифирменное обучение осуществляется путем краткосрочной стажировки (централизованного обучения) раздельно по категориям работников и должностям в соответствии

374

Приложения

с планами профессионального развития персонала; в основе ста­жировки лежат ОВР и самообразование. После Второй мировой войны Министерство труда планировало расширение системати­ческого долгосрочного профобучения на основе стандартизирован­ной подготовки согласно немецкой модели, однако эти планы не оправдали себя.

Подготовленные путем официально сертифицированного обу­чения многопрофильные квалифицированные рабочие, обладаю­щие теоретическими знаниями, сыграли большую роль в повыше­нии адаптации управляющего персонала и квалифицированных рабочих, исполняющих функции европейских и американских тех­ников, к требованиям времени. Кроме того, японская система под­готовки кадров делает упор не столько на подготовку в учебных за­ведениях и централизованное обучение, сколько на воспитатель­ный эффект работы, достигаемый в результате ОВР.

^ Профессиональное обучение, осуществляемое государственными и муниципальными учреждениями

На основании Закона о профессиональном развитии «челове­ческих ресурсов» и для проведения профессиональной подготовки государство, муниципальные органы, а также Корпорация содей­ствия найму — КСН (особое некоммерческое юридическое лицо) открывают учреждения профобучения.

1. ^ Учредители и виды профессионального обучения, осуществляе­мого государственными и муниципальными органами. В число подоб­ных учреждений профессионального обучения входят центры развития «человеческих ресурсов», политехнические колледжи и центры, центры профессионального развития для инвалидов, По­литехнический университет. Работу государства в качестве учреди­теля от его имени выполняет КСН, за исключением профессио­нального обучения инвалидов. В итоге КСН учреждено 93 подоб­ных учебных заведения, а префектуральными органами — 276.

Курсы повышения квалификации (12-часовые) рассчитаны на 120 тыс. человек и существенно отличаются от базисной подготов­ки (1—2 года) и переподготовки (3 месяца — 1 год).

375

^ 2. Изменение функций ГМПО. Услуги, предоставляемые учреж­дениями ГМПО, отражают перемены в государственной политике по отношению к профобучению. В послевоенный период содер­жание профобразования неоднократно изменялось. Сразу после войны ГМПО способствовало уменьшению безработицы. С 1950-х годов, когда экономика стала восстанавливаться, ГМПО содейство­вало экономическому процветанию. После этого в течение долго­го времени стремились к расширению базисной подготовки, глав­ным объектом которой являлись только что окончившие младшую среднюю школу, и она была ориентирована в основном на подго­товку квалифицированных рабочих обрабатывающей промышлен­ности для мелких и средних предприятий.

После войны в качестве одной из мер борьбы с безработицей местные органы самоуправления, получив субсидии государства, организовывали для них различные общественные работы. Одна­ко в то время начала проявляться тенденция к закреплению безра­ботных на организуемых властями общественных работах, что по­родило ряд проблем. В 1963 г. был подготовлен закон, заменяющий абсорбцию безработных путем организации общественных работ содействием в устройстве на работу в частные предприятия. В тот год резко возросло число мест в системе переподготовки.

Послевоенная система ГМПО в основном готовила квали­фицированных рабочих и в меньшей степени занималась переобу­чением безработных. С начала 1970-х годов потребовалась реорга­низация системы ГМПО, связанная с повышением общего обра­зовательного уровня населения и быстрым научно-техническим прогрессом. Нефтяной шок 1973 г. сопровождался ростом уровня безработицы главным образом среди людей среднего и старшего возраста. В связи с этим основной задачей профобучения стало уси­ление мер по трудоустройству этих людей. Для того чтобы спра­виться с подобными требованиями, был предпринят ряд новых мер: четкое разделение функций (1978 г.) между муниципальными уч­реждениями профобучения и профессиональными учебными за­ведениями, учрежденными КСН; создание политехнических кол­леджей, готовивших техников; гибкая организация курсов по переподготовке (более частый набор учащихся) и повышению ква­лификации в соответствии с региональными потребностями.

Создание политехнических колледжей означало переключение учебных заведений ГМПО, ограничивавшихся подготовкой квали-

376

фицированных рабочих, на подготовку техников (инженерно-тех­нического персонала) из выпускников старшей средней школы. При учебных заведениях ГМПО и ранее в ограниченных масшта­бах организовывались курсы обучения управленцев и подготовки к сдаче государственного экзамена на профессиональную квали­фикацию. Теперь они получили большое развитие исходя из кон­цепции непрерывного пожизненного обучения.

3. ^ Разделение функций между учреждениями профобучения. Совре­менные учебные заведения КСН, ранее осуществлявшие в основ­ном базисную подготовку выпускников младшей средней школы или переподготовку безработных, преобразовывались либо в по­литехнические колледжи, либо в политехнические центры, кото­рые осуществляли переподготовку и повышение квалификации, а муниципальные заведения профобучения, занимаясь главным об­разом базисной подготовкой, осуществляли переподготовку и по­вышение квалификации.

В учебных заведениях КСН ранее проводилась стандартизиро­ванная подготовка выпускников младшей средней школы в соот­ветствии с унифицированным учебным планом. Однако в после­дующем получили развитие курсы повышения квалификации и переподготовки в соответствии с нуждами предприятий и много­профильная подготовка квалифицированных рабочих. Инструкто­ры должны были уловить потребности региона в профобучении, взять на себя ответственность за разработку учебных планов и ме­тодов преподавания в тех сферах, в которых они почти не имели опыта. Была организована их стажировка, с тем чтобы они могли соответствовать новым требованиям. В политехнические коллед­жи было привлечено большое число профессоров, обладающих сте­пенями докторов и кандидатов наук. В 1993 г. 25 учебных заведе­ний профобучения были перепрофилированы в политехнические

колледжи.

В 1985 г. Закон о профессиональном обучении был преобразо­ван в Закон о профессиональном развитии «человеческих ресур­сов». В области ГМПО был разработан курс на повышение гибко­сти различных видов обучения в соответствии с запросами регио­на, вводились новые дисциплины.

4. ^ Выводы, сделанные в результате анализа целей обучения в сис­теме ГМПО. После Второй мировой войны при возобновлении ГМПО главная цель внутрифирменного обучения заключалась в

377

подготовке многопрофильных квалифицированных рабочих, об­ладающих теоретическими знаниями и использующих в своей ра­боте и «руки», и «голову». От ГМПО требовалась подготовка узко­го специалиста, для которого прежде всего важны «руки». Поэтому акцент в обучении выпускников младшей средней школы делался на овладении «ручной» работой путем повторения. Считалось, что для соответствия требованиям предприятий необходимо вырабо­тать навыки, которые сразу же могли быть применены на работе. Однако из требований к способностям, предъявляемых работода­телем к поступающей на работу молодежи, главным была способ­ность к обучению, а не умения, которые бы сразу могли быть при­менены. В условиях, когда по мере развития НТР все больший ак­цент делался на технические знания, способность к адаптации и решению проблем, традиционные методы обучения в системе ГМПО перестали соответствовать положению дел в обществе. В последние годы имидж ГМПО постепенно меняется.

В определении цели профобучения важно внимание к личным образовательным нуждам. После войны ГМПО согласно законо­дательству было направлено на повышение социального и эконо­мического положения рабочих, однако на самом деле акцент делался на обеспечение квалифицированными рабочими и регу­лирование спроса и предложения рабочей силы. Внимание к по­желаниям проходящих подготовку было недостаточным. Ранее ГМПО для только что окончивших младшую среднюю школу было своего рода «старшей средней школой», что привлекало многих желающих учиться в этой системе. Однако с ростом числа посту­пающих в старшую среднюю школу профподготовка начала стал­киваться с трудностями в наборе учащихся. При повышении ква­лификации в политехнических колледжах и центрах с самого на­чала уделялось большое внимание формированию надежды на повышение статуса, что придавало привлекательность, которой не имело прежнее ГМПО.

(^ Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. 2-е изд. М.: Дело, 1997. 336 с.)

378

Приложения

0499288529616642.html
0499393948945880.html
0499565626206045.html
0499677732749895.html
0499778388227444.html