Центр социально-психологической помощи несовершеннолетним Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования - страница 82

Центр социально-психологической помощи несовершеннолетним Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования - страница 82

^ Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает на­рушение не только отдельной функции. Полноценность ре­бенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содер­жание мотивов деятельности и тем самым регулирует его по­ведение (К.С. Лебединская).

ЗПР характеризуется глубокими изменениями в струк­туре и качественных характеристиках эмоциональных ре­акций и состояний ребенка, что предполагает включение в систему коррекционной работы программы занятий по оп­тимизации изменений его эмоциональной сферы.

^ Структура коррекционной программы включает в себя:

  1. первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;

  2. направленное коррекционное воздействие с целью оп­тимизации нарушенных эмоциональных реакций и состоя­ний детей;

  3. рекомендации родителям по осуществлению коррекционно-воспитательных воздействий на детей;

  4. заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Психодиагностическое исследование включает описанные в предшествующей части книги методы исследования, вы­бираемые в зависимости от конкретной цели коррекционной работы.

Для определения результативности коррекционного воздей­ствия психодиагностическое обследование необходимо осуще­ствлять непосредственно до и после проведения программы.

^ Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оп­тимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 25—35 ми­нут. Программа рассчитана на детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.

Если занятие проводится в группе, то группа должна быть однородна по возрасту, число участников группы б—8 че­ловек.


^ Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое пони­мание себя в окружающем его мире.

^ Стимульный материал: цветные карандаши, фломасте­ры, большие листы ватмана, маленькие призы. Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше все­го нравится.

Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту кар­точку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.

В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекало их в манере общения того или иного сказочного персонажа.

^ Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.

Цель: формирование положительных эмоциональных ре­акций ребенка в отношениях с другими людьми.

^ Стимульный материал: музыкальные фрагменты с запи­сями спокойной и агрессивной музыки. Порядок проведения. Детям рассказывается сказка о том, как жили-были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребен­ку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специа­лист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения ска­зочных героев. Затем, включая благозвучную и спокойную музыку, он воспроизводит позитивные формы общения. По­сле этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также одобрить положительное эмоциональное реагирование детей.

^ Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.

Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.

Порядок проведения. Задание состоит в том, чтобы ска­зочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения за­дания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хва­лили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.

В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.

^ Занятие 4. Роли, которые играют люди.

Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

^ Стимульный материал: разные атрибуты — шапочка док­тора, указка учителя, кисточка художника и т. д. Порядок проведения. Детям предлагается сначала опреде­лить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяс­нить, как изменилось их эмоциональное состояние и пове­дение.

Вторая часть занятия включает в себя моделирование си­туаций, в которых сказочные герои действуют как профес­сионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.

^ Занятие 5. Где мне сесть?

Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.

Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизиться друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объ­яснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом ис­пытывают и что изменилось. Выбрав наиболее комфортное пространственное размещение, дети должны объяснить, ка­кое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения.

Занятие 6.

Цель: создать возможности, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.

^ Стимульный материал: изображения человеческих лиц.

Порядок проведения. Психолог показывает детям изобра­жения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирает те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Де­ти описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.

В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В резуль­тате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние дос­тоинства человека позволяют нам признать его красоту.

Занятие 7.

Цель: формирование у детей умений и навыков некон­фликтных реакций.

^ Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются си­туации, в которых сказочные персонажи должны участво­вать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих про­блем с использованием приемов неконфликтного реагиро­вания.

В заключение занятия детей просят объяснить, какие спо­собы реагирования привели к положительному решению си­туации и почему.

Занятие 8.

Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.

^ Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в ито­ге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызы­вать радостные чувства и у того человека, который ее оказы­вает.
^ Психологическая коррекция характерологических деформаций детей
В структуре характерологических особенностей детей с ЗПР часто отмечаются деформационные изменения. В этой связи следует включить в программу коррекционной рабо­ты следующие методы:

^ Метод коррекции нарушений характера.

При использовании данного метода важно соблюдение сле­дующих условий:

1) урегулировать питание и сон, пребывание на свежем воз­духе, чередование физической активности и отдыха;

2) крайне целесообразны физические нагрузки (естествен­ные движения, игры, пешеходные экскурсии, спорт).

^ Метод фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируют­ся (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребенка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект плацебо), то он будет совершенно здоров.

^ Метод коррекции заострения отдельных характероло­гических особенностей. (Метод построен на стратегии про­фессора П.Г. Вельского.)


В состав метода входят следующие основные направления:


  1. дружественная и эмоциональная связь психолога с ре­бенком вызывает его желание подчиниться требуемому режиму деятельности;

  2. катарсис — очищение психики ребенка от предшество­вавших переживаний путем «эмоциональных» бесед с пси­хологом;

  3. постепенный перевод эмоциональной энергии, освобо­дившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:

  4. перевод одной эмоции на смежную с ней, близкую по природе другую эмоцию, например азарта - в спорт, фи­зического мазохизма — в психический, т. е. перевод поэзии
    грусти нарциссизма (самовыставления, самолюбования) - в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т. п.;

  5. изменение целевой установки данных эмоций (напри­мер, целесообразен перевод хаотической стихийной агрес­сивности в агрессивность по отношению к объективным со­
    циально враждебным феноменам), поручение ответственных заданий;

  6. постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с психологом и полное направление психической энергии на ближайшее окружение.

Представленная схема проведения коррекционных меро­приятий с детьми может рассматриваться как система ори­ентиров, которая будет наполнена конкретным содержанием в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Все перечисленные в главе программы могут быть вклю­чены в работу профильных учреждений (образовательных и медицинских), занимающихся проблемами детей с ЗПР.

Участие родителей обеспечивает эффективность стратегии и тактики коррекционной работы.

^ Коррекционная программа для родителей, имеющих детей с ЗПР



Исходный уровень

Социальная апатия; раздражительность; аутизм; аг­рессивность; нет навыка сотрудничества в рамках совместной программы, отсутствует готовность к та­кому сотрудничеству; демонстрация девиантного по­ведения; высокая эмоциональная нестабильность; конфликтность и т. п.

Требуемое: психологиче­ские и соци­ально-педаго­гические ожи­дания

Стабилизация эмоциональных реакций и состояний, формирование адекватности эмоционального реаги­рования, развитие бесконфликтных способов реаги­рования, расширение диапазона и качества положи­тельных эмоциональных реакций, активизация пози­тивного опыта в использовании продуктивных эмоцио­нальных реакций

Подход

Индивидуально-дифференцированный, гуманный, личностно-ориентированный

Коррекционная программа



Содер­жание

Снижение уровня личностной и ситуативной тревож­ности детей, агрессивности и фрустрированности ре­акций, активизация положительного эмоционального опыта в системе межличностных отношений, развитие эмпатических реакций

Форма

Индивидуальные и групповые формы коррекционной работы; демонстрация позитивных образцов поведе­ния; созерцание положительных образцов и др.

Сред­ства

Игры, тренинг, беседы и т. п.

Стиль

В зависимости от участника взаимодействия



^ Задачи ППподдержки эмоционально неблагополучных детей
Эмоциональное благополучие — энергетическая база и мощный стимулятор жизнедеятельности маленького человека. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к примитивным и шаблонным формам как интеллектуальной деятельности, так и поведения. Кроме того, это — сигнал о застойных явлениях дезадаптации ребёнка со средой.

Так, улучшение/ухудшение эмоциональных показателей — один из ярких критериев успешности применяемых педагогических технологий, стиля общения, режима жизнедеятельности в школе и т.д. Во-вторых, выявленная эмоциональная ситуация служит источником целеполагания: помогает определить новые и скорректировать текущие задачи психолого-педагогической поддержки детей. В комплексе этих задач назовем основные:

1. Медицинская помощь. В отношении детей с хроническим тревожным, отрицательным настроением делается запрос-заявка школьному врачу на реабилитацию психосоматического здоровья.


2. Психокоррекционная помощь. Учитель делает заявку школьному психологу на психокоррекцию настроения учащихся. Психологическая наука и практика в настоящее время располагает значительным арсеналом психотренинговых технологий в данной области: телесно-ориентированная терапия, арттерапия, музыкальная терапия, групповая психотерапия и т.д.


3. Изменение педагогических аспектов работы с детьми:


— переориентация стиля педагогического общения в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью, гуманистическим отношением к личности школьника;














0504197017037771.html
0504320223192601.html
0504449023292740.html
0504535455419481.html
0504665197749410.html