Институт законодательства и сравнительного правоведения - страница 32


Последний абзац комментируемого пункта введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, и к настоящему времени многие субъекты Российской Федерации уже приняли нормативные акты, касающиеся арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, согласно Закону г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" размер ежегодной арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в процентах от их кадастровой стоимости, при этом учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.

--------------------------------

Там же.


Размер ежегодной арендной платы устанавливается:

- за земельные участки, право на заключение договора аренды которых приобретено на торгах, - по результатам проведения торгов, если размер годовой ставки арендной платы служил критерием определения победителя торгов;

- за земельные участки, право на заключение договора аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с федеральным законодательством, - не более двух процентов (а за изъятые из оборота или ограниченные в обороте земельные участки - полутора процентов) от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

- за земельные участки в пределах особой экономической зоны, созданной на территории города Москвы, - в соответствии с законодательством об особых экономических зонах;

- за земельный участок, предоставленный лицу, с которым в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о развитии застроенной территории, - в размере земельного налога за соответствующий земельный участок;

- за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства без проведения торгов, - в размерах, которые не менее предусмотренных федеральным законодательством.

Детальный порядок определения размера арендной платы устанавливается Правительством Москвы.

Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, вносится арендаторами (гражданами и юридическими лицами) поквартально равными долями не позднее пятого числа первого месяца квартала, если договором аренды не установлено иное. Обязанность уплачивать арендную плату возникает у арендатора со дня, следующего за днем государственной регистрации договора аренды земельного участка, а если договор аренды заключен на срок менее одного года и не подлежит государственной регистрации - со дня, следующего за днем его подписания сторонами.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы в случаях заключения договора аренды земельных участков на торгах могут быть определены по результатам проведения торгов, если размер годовой арендной платы служил критерием определения победителя торгов.

Если иное не предусмотрено договором, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате арендной платы арендатор выплачивает пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы арендной платы.

11. Впервые о необходимости создания специальных фондов для перераспределения сельскохозяйственных земель было упомянуто еще в Законе РСФСР "О земельной реформе". Он устанавливал, что в процессе осуществления земельной реформы решениями местных органов власти может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья; из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства.

Однако порядок формирования таких фондов перераспределения был определен позже - Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" . Этим Указом предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам Минсельхоза России предписывалось систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовывать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

--------------------------------

Утратил силу согласно Указу Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 851.


Новый ЗК установил, что создается фонд перераспределения земель (единый, а не множество фондов, как было прежде) в составе земель сельскохозяйственного назначения (что также представляло собой новеллу законодательства - до этого не было определено, что фонды перераспределения входят в состав только данной категории земель). Статьей 80 ЗК установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок поступает в фонд перераспределения (добровольный отказ от этого участка собственником или пользователем, отсутствие наследников, принудительное изъятие участка в установленных законом случаях). Однако первоначальным источником формирования данного фонда в соответствии с нормами комментируемой статьи явились именно те фонды перераспределения, которые создавались в ходе земельной реформы и в которых на момент вступления в действие ЗК имелись нераспределенные земли.

12. В п. 12 комментируемой статьи в редакции ФЗ от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ устранена неточность, прежде существовавшая в тексте данного пункта, где говорилось о предоставлении землепользователям до введения в действие ЗК права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. На самом деле аналогичное право в соответствии с ЗК РСФСР именовалось "бессрочное (постоянное) пользование земельными участками". Это уточнение очень важно, так как в ЗК, как и в ФЗ о введении в действие ЗК и других актах земельного законодательства, везде говорится о "предоставленном до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком", наличие которого влечет возможность приобретения права собственности на данный земельный участок и другие важные правовые последствия.

13. В соответствии со ст. 65 ЗК кадастровая стоимость земельного участка используется для целей налогообложения и в иных случаях, установленных данным Кодексом и федеральными законами.

В законодательстве кадастровая стоимость земельных участков используется достаточно часто. Так, ЗК (ст. 79) к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относит сельскохозяйственные угодья с существенным превышением среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району или городскому округу, ФЗ о введении в действие ЗК (п. 15 комментируемой статьи) соотносит с кадастровой стоимостью размер ежегодной арендной платы за земельный участок, предоставленный в установленных этой нормой случаях для жилищного строительства.

Если для конкретного земельного участка установлена его рыночная стоимость, то согласно ст. 66 ЗК кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, в остальных случаях для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". В соответствии с новой редакцией этого Постановления государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Однако кадастровая оценка земли проведена еще не везде, поэтому в указанных выше случаях для расчетов используется другой показатель - нормативная цена земли. Определение понятия нормативной цены земли содержится в ст. 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (единственной действующей статье этого Закона, все остальные утратили силу согласно Федеральному закону от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ ) - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

--------------------------------

Ведомости РФ. 1991. N 44. Ст. 1424; 1992. N 10. Ст. 469; N 34. Ст. 1976; СЗ РФ. 1994. N 16. Ст. 1860; 1995. N 35. Ст. 3503; 1997. N 26. Ст. 2954; N 47. Ст. 5342; 1998. N 1. Ст. 5; N 30. Ст. 3613; N 31. Ст. 3810; 1999. N 1. Ст. 1; 2002. N 30. Ст. 3027; Ст. 3033; 2004. N 27. Ст. 2711; N 34. Ст. 3531; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4840; 2005. N 10. Ст. 763. Утратил силу с 1 января 2006 г., за исключением ст. 25, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4840.

СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4840.


Порядок установления нормативной цены земли был определен действующим до сих пор Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли". Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную субъектами РФ нормативную цену земли, но не более чем на 25% . В целом нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

--------------------------------

См., например, Постановление Правительства Московской области от 24 октября 2006 г. N 1007/41 "О нормативной цене земли в Московской области в 2007 году" (Информационный вестник Правительства Московской области. 2006. N 11) и Постановление главы Подольского муниципального района Московской области от 10 ноября 2006 г. N 2313 "О нормативной цене земли на территории Подольского муниципального района в 2007 году" (Земля Подольская. 2006. N 47).


Необходимо отметить, что отдельные федеральные законы при установлении тех или иных предписаний изначально исходят не из кадастровой стоимости земельных участков, а из нормативной цены земли. Так, согласно п. 6 ст. 14 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" за предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков в собственность может взиматься плата в порядке, установленном законодательством субъектов РФ, но не выше нормативной цены земельных участков, за исключением случаев продажи земельных участков на аукционе.

14. В соответствии с Градостроительным кодексом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны утверждаться правила землепользования и застройки. Они представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения данных правил и порядок внесения в них изменений. Процесс разработки и принятия правил землепользования и застройки в муниципальных образованиях, а также в городах Москве и Санкт-Петербурге должен завершиться к 1 января 2010 г. Именно с этой даты вводится в действие ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса, в соответствии с которой не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Соответственно, п. 14 комментируемой статьи с той же даты установлен запрет на предоставление земельных участков под строительство из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии правил землепользования и застройки. Для тех же земельных участков, что и в Градостроительном кодексе, установлены и исключения.

В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Не устанавливаются градостроительные регламенты для земель: лесного фонда, водного фонда, покрытых поверхностными водами, запаса, особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

Кроме того, правило п. 14 комментируемой статьи не распространяется на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования РФ и документами территориального планирования субъектов РФ.

Содержание таких документов также определяется Градостроительным кодексом.

Так, документами территориального планирования РФ являются схемы территориального планирования РФ в области: развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи; обороны страны и безопасности государства; развития энергетики; развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения; защиты территорий двух и более субъектов РФ, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий; развития космической деятельности; естественных монополий; в иных предусмотренных законодательством РФ областях.

Такие схемы могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, в том числе:

- объектов федеральных энергетических систем;

- объектов использования атомной энергии;

- объектов обороны и безопасности;

- объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

- объектов, обеспечивающих космическую деятельность;

- объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

- линейных объектов, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий.

В свою очередь, схемы территориального планирования субъектов РФ могут включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе: объектов энергетических систем регионального значения; объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов РФ полномочий субъектов РФ.

15. ФЗ о введении в действие Градостроительного кодекса ЗК был дополнен ст. ст. 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно указанным статьям продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для указанных целей осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения таких аукционов регламентирован введенными в ЗК указанным выше Федеральным законом ст. ст. 38.1 и 38.2. Единственным исключением, при котором орган государственной власти или орган местного самоуправления обязывался заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка без проведения аукциона, изначально признавался только случай, когда участвовать в аукционе изъявил желание только один участник. Но по прошествии двух лет применения названных выше новых статей ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс были установлены еще два исключения - в отношении:

- лиц, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

- лиц, которым земельный участок предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и с которыми в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.

Вскоре после введения норм ст. ст. 30.1 и 30.2 ЗК стала очевидной невозможность одномоментного перехода на новые правила предоставления земельных участков для жилищного строительства исключительно на аукционах в условиях, когда действуют уже заключенные соглашения и начато освоение территорий под строительство. Поэтому Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ были внесены изменения в ФЗ о введении в действие Градостроительного кодекса и ряд других законодательных актов, в том числе введен п. 15 комментируемой статьи, согласно первоначальной редакции которого земельный участок предоставляется юридическому лицу в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения аукциона в случае, если этим юридическим лицом было осуществлено на основании заключенного до 30 декабря 2004 г. соглашения с органом государственной власти или органом местного самоуправления выселение граждан из жилых помещений либо возмещение связанных с выселением граждан убытков в соответствии с законодательством, действовавшим на момент такого выселения, а также снос зданий (в том числе многоквартирных домов и жилых домов), строений и сооружений, расположенных на данном земельном участке, в целях предоставления земельного участка для строительства жилья в зоне, предусмотренной градостроительной документацией. Определялись также условия, которые являются существенными условиями договора аренды данного земельного участка.

--------------------------------

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 17.


Уже через год ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс принята новая редакция данного пункта, существенно уточняющая и изменяющая названные положения.

Прежде всего, без проведения торгов возможно теперь предоставление земельного участка в аренду не только для комплексного освоения в целях жилищного строительства, но и "просто" для жилищного строительства. Проведенные передача жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры должны были быть предусмотрены соглашением с исполнительным органом государственной власти либо органом местного самоуправления. Наконец, введено ограничение срока предоставления в указанных случаях земельных участков в аренду без проведения торгов - до 30 декабря 2007 г.

Новыми являются положения данного пункта о предоставлении земельных участков, предусмотренных решением о предварительном согласовании места размещения объекта. Предоставление таких участков в аренду для жилищного строительства без проведения торгов осуществляется только до 1 марта 2007 г. и ограничено жесткими сроками принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, установленными абз. 4 комментируемой статьи. А в абз. 5 специально подчеркивается, что в данном случае не имеет значения, насколько были выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства.

Абзацы 6 - 10 комментируемого пункта определяют некоторые существенные условия договора аренды земельного участка, предоставляемого для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

0686418794009459.html
0686515911531982.html
0686623411123840.html
0686659776381108.html
0686741828323032.html